Лучший театральный дворецкий (работа Марка Кондратьева) за всю историю отечественного театра, непревзойденная Виктория Исакова, трехуровневая сцена с уникальными декорациями, невероятные костюмы (Виктория Севрюкова) за исключением несуразного платья миссис Эрлин в первом акте и профессиональные актерские перевоплощения труппы – все это в премьерной постановке театра на Тверском бульваре.
Сценическая версия Сергея Плотова, включившего в «Плохие хорошие» фрагменты других произведений Уайльда: «Портрет Дориана Грея», «Идеальный муж» и «Кентервильское привидение», дополнена шутками и словесными пикировками, подчеркивающими тонкий английский юмор. «Ответственным» за тот самый легендарный юмор Альбиона режиссер постановки Евгений Писарев «назначил» дворецкого Патрика, чей образ воплотил Марк Кондратьев, выпускник курса Писарева в Школе-студии МХАТ. Помимо собственно «игры образа», он аккомпанирует героям на фортепиано, поет абсурдистские лимерики и, главное, иронично комментирует происходящее в качестве «человека от театра». Это и становится той самой «вишенкой на торте» всей постановки.
«Плохие хорошие» – это «история о людях, совмещающих в себе и доброе, и злое». Спектакль приурочен к 110-летию Камерного театра Таирова и выпущен в год 75-летия Театра Пушкина. Евгений Писарев и пушкинцы отдают дань мастерам прошлого и дарят зрителям спектакль, приуроченный и к 170-летию со дня рождения Оскара Уайльда, которого Писарев «различными драматургическими и техническими приемами возносит над постановкой и зрительным залом».
«Трагедия человеческой души» разворачивается на сцене, которая выполнена в виде картинной рамы и украшена светодиодными полосами и нарисованными портьерами. Стильная сценография Максима Обрезкова, вдохновленная эскизами к спектаклю Таирова, невероятно театральна, впрочем, как и всегда у Мастера. «Система роскошных занавесов и рам, в которые вписано игровое пространство» – это что-то потрясающее, что точно помогает зрителям разобраться в мире, где «никто не показывает истинное лицо – все носят маски, добропорядочности или, наоборот, порочности, и разыгрывают свои партии буквально по нотам».
Весь спектакль сопровождает музыка, «извлекаемая» из фортепиано тем самым дворецким. И по мере того как она меняется, зритель распознает характеры персонажей – их достоинства и недостатки, слабости и вольности, правду и ложь, любовь и ненависть, веру и страх. «Считать» героев зрителю усложняет обаяние актеров и английский юмор классика.
В центре постановки молодая девушка Маргарет Уиндермир (Евгения Леонова), имеющая мужа (Дмитрий Власкин) и недавно ставшая матерью. Нежная, наивная и правильная, она выросла с отцом и всю свою жизнь свято верила, что ее мать – «самое благородное и чистое существо, преждевременно покинувшее земную жизнь». Подозревая мужа в измене, она оказывается беззащитной перед настойчивыми ухаживаниями Эдвина Дарлингтона (Кирилл Чернышенко). Маргарет встречает предполагаемую разлучницу (Виктория Исакова) мужа на вечере в честь своего дня рождения. Она теряет рассудок, решает из хорошей стать плохой и уходит в квартиру к Эдвину. Там-то и разыгрывается главная драма – миссис Эрлин, та самая любовница мужа, подставляет под удар свою репутацию, лишь бы уберечь честь Маргарет.
«Нельзя делить людей на дурных и хороших, как будто это разные сорта или породы. В женщинах, которых называют хорошими, таится много страшного – безрассудные порывы ревности, упрямства, греховные мысли. А те, так называемые дурные женщины – способны на муки, раскаяние, жалость, самопожертвование» – так сформулировал истину о плохих и хороших Оскар Уайльд. А режиссер Писарев и его талантливые артисты «материализовали» эту идею на сцене Театра имени Пушкина.
Инна Кара-Моско, Андрей Сухов, Ирина Бякова, Никита Пирожков, Екатерина Клочкова и Алексей Рахманов вместе с Евгением Писаревым и главными героями постановки, о которых сказано выше, презентовали зрителю «чисто уайльдовский спектакль». Комедия нравов завершается подарком от создателей – на заднем экране проецируется оживленный нейросетью образ Оскара Уайльда, подмигивающий зрителям.
Владимир Сабадаш, Анна Духон.
Фото пресс-службы Театра Пушкина