Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина представил выставку «Возвращение воина. Уникальная италийская фреска IV века до н. э. из собрания Воронежского областного художественного музея имени И. Н. Крамского» (12+).
Фрагмент фресковой росписи впервые был продемонстрирован на пресс-показе 3 февраля.
Посетители выставки узнают о пути ценного экспоната от созданной в античную эпоху гробницы-цисты на юге Италии до реставрационной мастерской Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря.
«У нас в музее важное событие. Мы празднуем окончание реставрации уникального памятника, равных которому нет в России и очень мало за ее пределами, включая Италию, откуда фреска и происходит. Она была отреставрирована после долгих лет пребывания в запасниках, и сейчас мы представляем всей стране это свидетельство древности нашей культуры, потому что Россия принадлежит всей европейской культуре. Выставка стала возможной благодаря труду реставраторов и заслугам хранителей музея, придумавшим проект. Она также является знаком дружбы с Воронежским музеем и свидетельством того, что в наши непростые времена солидарность российского музейного сообщества – это путь к созданию очень важных, интересных и запоминающихся проектов», – рассказал заместитель директора ГМИИ им. А. С. Пушкина по научной работе, искусствовед Илья Доронченков.
«Проект заставил нас всех совершенно иначе посмотреть на наши коллекции и на ситуацию с их исследованием и реставрацией. Для нашего музея это важно, потому что мы получаем возможность работать с памятниками аналогичными нашим и таким образом расширять круг памятников, в принципе, хранящихся в собраниях России. Это также очень важно, потому что мы действительно начинаем какой-то новый этап именно с точки зрения реставрации», – добавила куратор выставки, кандидат искусствоведения, заместитель заведующего отделом искусства и археологии античного мира Ольга Тугушева.
На оштукатуренной туфовой плите изображен молодой мужчина с бородкой и пышной кудрявой шевелюрой, сидящий верхом на коне рыжей масти. На всаднике – короткая кираса и золотой пояс, надетые поверх красной туники, что выдает в нем воина. Голова его, однако, не покрыта шлемом, а из оружия видно лишь копье, с которого свисает белая туника, украшенная пурпурной каймой и обагренная кровью, – трофей, захваченный у убитого врага.
Фрагмент росписи, найденный в ноябре 1871 года на территории античной Капуи (современная Санта-Мария-Капуя-Ветере) в области Кампания на юге Италии, был приобретен для частной коллекции семейства Дориа. Впоследствии Джакомо Дориа продал его в музей Дерптского (с 1893 по 1919 г. – Юрьевского) университета при посредничестве археолога и арт-дилера Вольфганга Гельбига. После Октябрьской революции фрагмент попал в музей древностей и изящных искусств Воронежского университета, открытый в 1918 году. С 1933 года фреска хранилась в Воронежском художественном музее. Оставаясь известной лишь узкому кругу специалистов, фреска не экспонировалась ранее: потемневший от пылевых наслоений фрагмент живописи, к тому же имевший сквозную трещину, видимо, считался недостаточно презентабельным. Все изменила проведенная в 2023–2024 годах реставрация: фреска оказалась исключительной по сохранности и художественным качествам. Как отметил Александр Анатольевич Горматюк, проводивший реставрацию фрески в ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря, несмотря на наличие утрат, эта живопись обладает удивительной свежестью, позволяет буквально почувствовать движение кисти античного мастера, ощутить его присутствие.
Первый опыт экспонирования воронежской фрески – это тоже своего рода возвращение всадника из небытия и безвестности, из глубины времен, когда около двух с половиной тысяч лет назад роспись была создана анонимным мастером. Теперь живопись предстает перед зрителями почти в первозданной свежести и яркости красок. Выставка в ГМИИ им. А. С. Пушкина позволит хотя бы отчасти вернуть самнитскому всаднику-герою его статус и значение.
Кураторская группа: куратор выставки, кандидат искусствоведения, заместитель заведующего отделом искусства и археологии античного мира Ольга Тугушева, ученый секретарь Воронежского областного художественного музея имени И. Н. Крамского Наталья Бакина, кандидат искусствоведения, специалист по искусству античности, старший преподаватель кафедры всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ им. М .В. Ломоносова Надежда Налимова. Реставрация: реставратор высшей квалификации Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря Александр Горматюк. Руководитель реставрационного проекта: Галина Вересоцкая, Государственный научно-исследовательский институт реставрации. Музеи-участники: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского.
Светлана Юрьева.
Фото Сергея Виноградова