Наверняка все видели необычные иконы – яркие, даже аляпистые, украшенные бумажными цветочками, бусинками, стекляшками и разноцветными тряпочками… Чаще всего эти иконы можно было увидеть в деревнях, но и в городах верующие не спешили отказываться от подобных «самоделок».
Усадьба Измайлово представляет выставку «Иконы советского периода». Экспозиция знакомит более чем со 100 уникальными памятниками культуры, которые были созданы в 1920 – 1980-х годах и являлись частью негласной народной религиозной традиции.
Интерес к иконам советского времени как историческому, культурному и художественному феномену, требующему научного исследования, возник недавно: в 2021 году появилось новое направление исследований – изучение такого феномена, как советская икона. Ранее считалось, что иконы, созданные в советское время, не имеют никакой ценности, но это не так. Советская икона обрела имя и заслуженно вписана в историю развития иконного дела на Руси.
Икона – это не только изображение, но и дорогие украшения – накладные золотые или серебряные пластины, подвесы, драгоценные камни и т. д. Всегда было принято, что икона украшена, «одета», она сияет и сверкает.
В период гонений на церковь, когда повсеместно изымали церковные ценности, когда отсутствовало производство церковных предметов – какие уж тут украшенные иконы? Но православие невозможно отобрать и сломать, люди начинают самостоятельно и тайно создавать иконы кустарным методом из подручных предметов. Как умели, из чего было – из того и делали, да и товарный дефицит «помог».
У кого-то сохранились дореволюционные открытки с ангелочками, у кого-то маленькие иконочки бабушка припрятала под матрасом. Одним из спасений стало распространение черно-белой фотографии: фотографировали икону – и печатали копии, наклеивали на картон, украшали и распространяли по всей стране. Фотографическая иконка стала самым массовым типом иконы второй половины XX века. Возможно, такие иконы нам сейчас кажутся странными, потому что мы привыкли к тому, что иконопись – это высокое искусство. В советское время жители больших городов смотрели на отреставрированные, без украшений, иконы в музеях, но в церквях и храмах иконы всегда были богато украшенные, и люди пытались повторить иконы такими, к каким они привыкли, – отсюда этот богатый декор. И долгое время к этим иконам относились с презрением: мол, что-то странное. Но на самом деле это продолжение традиционной иконописи на Руси, но в таком более архаизированном варианте, возникшем в связи с непростыми внешними факторами.
В 90-е годы ХХ века, в период возрождения церкви, в храмы приносили из домов именно такие самостоятельно созданные иконы в «бабушкином» стиле. Но постепенно храмы стали заполняться новыми качественными иконами, а иконки советского времени стали помещать в мелкие часовни, складировать где-то в дальних комнатах или даже сжигать.
Выставка в усадьбе Измайлово представляет иконы советского периода не просто как предметы «наивного искусства», а как сложноорганизованные объекты, которые хранят информацию о материальном, социальном и религиозном контексте времени. Цель выставки состоит не только в популяризации, но и в сохранении памятников, которые являются частью культурного наследия России, свидетелями устроения личного благочестия тысяч советских людей. Также проект обращает внимание на феномен советской иконы, что в будущем поможет выявлению и сохранению артефактов.
В 2021 году в Центре визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ начался масштабный проект по изучению советских икон. Рассказывает доктор исторических наук, профессор, директор Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ Дмитрий Антонов – совладелец коллекции, которая представлена на выставке: «Выставка эта организована благодаря сотрудничеству нескольких организаций. Во-первых, это наш Российский государственный гуманитарный университет и центр, который с 2021 года занимается изучением, исследованием, писанием и экспонированием таких икон по музеям Российской Федерации. Эта выставка уже у нас десятая. В выставочных залах усадьбы Измайлово представлены иконы из разных областей России: Нижегородской, Воронежской, Тверской, Липецкой и др. Все памятники собраны исследователями Центра РГГУ в ходе многочисленных экспедиций. Экспозиция рассказывает о рождении советской иконы из киоток XIX века и знакомит с локальными традициями, которые сложились в отдельных регионах нашей страны. В ходе работы были определены истоки формирования советской иконы, выявлены стилистические особенности памятников разных регионов и установлено существование нескольких художественных традиций, разработаны методические рекомендации для проведения самостоятельного исследования подобных предметов.
Во-вторых, гостеприимный музей «Коломенское – Измайлово», который пригласил нас и предоставил замечательные площадки, сделал великолепнейшую экспозицию, прекрасную, действительно организованную. И, конечно, это общество имени Михаила Абрамова, с которым мы много лет сотрудничаем и которое являлось спонсором, помогало, поддерживало наши разные проекты, вот в том числе и эту выставку. Мы демонстрируем здесь несколько этапов развития советской иконы. Само понятие советской иконы было введено нами и за несколько лет уже добилось признания и научного сообщества, и искусствоведов, и музейного сообщества. Это иконы, которые создавали в советские десятилетия из подручных материалов люди, которые своими руками спасали веру. Они не имели возможности ни купить иконы, которые, естественно, не производили, не продавали, не распространяли в советские годы. Но потребность в иконах не уменьшалась, и поэтому мастера начали создавать эти иконы из подсобных, из подручных материалов, дома, кустарно. Мастера-кустари буквально спасли и принесли сквозь богоборческий XX век многовековые тысячелетние русские традиции православного искусства. Что они делали? Они не писали иконы, как иконописцы. У них не было такой школы, таких навыков, возможностей. Но они не считали писаную икону иконой как таковой. Для них икона, как это было и в Средневековье, в новое время тоже был комплексный объект: сияющий, сверкающий, украшенный, одариваемый намоленный образ.
Им нужно было для создания иконы, конечно же, какую-то, как они называли, картинку, то есть изображение Господа или святого, но дальше им совершенно необходимы были дощечки, чтоб этот образ укрепить, и какие-то разноцветные, яркие, а еще лучше сверкающие, отражающие свет материалы. Зачем? К иконе «голой» относились как к иконе, которую не почитают, не украшают, она несчастна и беззащитна, как обнаженный человек. Икона должна быть одетой. Так наши предки говорили и в XIX, и в XVIII веке. Эта традиция еще из Византии пришла на Русь. Украшать и одаривать икону. И вот советские мастера одевали в то, что могли. В ход шли маленькие кусочки фольги из-под конфет, которые собирали всей деревней, чтобы отдать мастеру, школьные разноцветные бумаги, ленточки. Использовали свадебный декор – цветы из венка невесты и бутоньерки жениха.
Когда появились новые материалы, в частности, была реорганизована советская молочная промышленность, бутылочки молока, кефира, ряженки закрывали пробками из фольги, прочной довольно, с разной прокраской. На всех заводах Советского Союза появились такие большие рулоны тяжелой фольги с разной прокраской, и начали выносить, менять на бутылку водки! Мастера получали очень прочную, удобную в работе фольгу, по которой можно было чеканить, теснить, создавать прорезной, просечной орнамент. И вот тут в середине XX века советская икона расцвела в новых материалах, исключительно советских, и возникли локальные, региональные традиции, отдельные художественные, южные, липецкие, воронежские, центральные, нижегородские и так далее. Во многих советских регионах советская икона начала по уровню, по интересным художественным примерам потихонечку приближаться к фольговой иконе XIX столетия. Сменились поколения, несколько поколений мастеров, пока Советский Союз не исчез и вместе с ним не исчезла и богоборческая власть, и появилось церковное официальное искусство, которое очень быстро вытеснило с рынка икону рукодельную, она оказалась невостребована. И традиции, которые больше тысяч лет на Руси существовали, руками создавать образа, они у нас сегодня исчезают на наших глазах. Советские иконы – последний этап развития тысячелетней средневековой традиции украшенных, убранных в самодельные оклады икон.
Это делает советские иконы совершенно уникальным артефактом, причем одновременно модерном, потому что создан в советское время из советских материалов советскими людьми, поэтому и название – советская икона, она принципиально отлична от более поздних и более ранних. Но одновременно она связана просто плоть от плоти со средневековой традицией ручного изготовления риз, окладов, декоров, украшений, киотов. Все это мастера и делали пусть в новых материалах, но по старым классическим принципам. Поэтому советская икона одновременно и средневековая по своей морфологии, и модерная, советская по своим материалам. Совершенно уникальные исторические артефакты, открытые, подчеркну еще раз, совсем недавно. Всего лишь в 2021 году наш центр стал первым в России исследовательским центром, который эти артефакты начал спасать, изучать, реставрировать и показывать в музеях Российской Федерации».
Коллегу дополнил доцент, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник центра Дмитрий Доронин: «Я организую экспедиции, в которых эти иконы собираются. То есть на настоящий момент около 17 или 18 регионов мы посетили. Первые регионы, где мы изучали эти иконы, это была Нижегородская область. Уже там выяснилось, что существует несколько локальных традиций. На юге области фалежные иконы в Кулибакском, в Дивеевском, в Первомайском, в Шатковском районах. В каждом районе своя традиция, свои какие-то особенности у мастеров были. А потом мы стали исследовать север Нижегородской области, обнаружили, что там совершенно иначе выглядят вот такие иконы советского времени. Их там гораздо меньше, почти нет. И мы задались вопросом, а почему где-то вот такое большое многообразие традиций, как, например, в Нижегородской области, в Пензенской, в Рязанской, в Республике Мордовия, или вот, например, Липецкая область, где мы сейчас находимся, Воронежская область, вот соседние, вот очень много локальных традиций. А в каких-то областях, например, в Ярославской области, в Вологодской области, то, что называется Русским Севером, Ленинградскую область, этих икон очень-очень мало. Когда мы стали думать, почему же это так, выяснилось, что эти иконы, они не просто связаны со старинной дореволюционной, еще средневековой традицией, о которой говорил Дмитрий, они еще и связаны с фронтирными зонами. Фронтир – это значит широкая полоса границ. И у нас есть как минимум два типа фронтирных зон. С одной стороны, это зоны, которые никто практически не осваивал, дикое поле. И оно заселялось переселенцами: Липецкая, Воронежская, Белгородская, Курская губерния. Пришли переселенцы, вслед за ними на обозах подвозили товары. Какие иконы им везли? Переселенцы были людьми небогатыми, им привозили иконы недорогие, сделанные из фольги, с бумажными цветочками. А почему? Потому что у них не было своих центров производства. А в таких областях, как Вологодская губерния, Архангельская, Ростов Великий, Переславль-Залесский, там были свои центры производства икон. То есть там эти иконы делали на досках, писали, они были писаные все. А в этих фронтирных зонах, зонах колонизации, не было, и поэтому они пользовались и иконами привозными, такими заводскими, ремесленными, очень такими недорогими. И что произошло в советское время? В советское время после революции закрылись эти вот фабрики, где иконы делались, этих икон уже не стали привозить, инфраструктура тоже закрылась, потому что распространяли иконы очень широко: от Балкан до Скандинавии, до Приморья, до Закавказья, где вообще жили православные люди, там эти иконы везли. И поскольку эти производства были закрыты, то вместо них люди по образцу стали делать сами иконы из фольги.
Некоторую икону берешь, переворачиваешь, видишь, что это дощечка от посылки, от ящика. То есть там написан адрес, фамилия. То есть люди буквально на все возможные хитрости пускались, чтобы взять дощечки, это очень интересная тема. Вот до революции основной технологией была хромолитография, это такая предтеча технологии современной. Цветная печать, но другая, чем типография, очень качественная. В советское время производство этих бумажных икон было прекращено, и уже стали печатать фотографии. Их делали совершенно обычные городские фотомастерские, где можно было сфотографироваться на пропуск, на паспорт, но там можно было и купить, что угодно: самиздат, фото «битлов» или Высоцкого, красивых девушек в купальниках, артистов, приглашения на свадьбу, и там мастера втихую делали фото икон».
Фотографии вставлялись в киоты и украшались недорогими материалами: фольгой, бумагой, воском, засушенными цветами и т. п. Из-за особенностей декорирования подобные предметы называли «киотками» или «фолежками». Очень интересно украшение икон именно фольгой, оно достойно подробного рассказа. Фолежные иконы – удивительное явление, родившееся на пересечении народного творчества и нехватки материалов. Сами мастера, создававшие их в советские годы, называли себя «образовниками». В их распоряжении были заготовки из дерева, фольга из подручных материалов и природная смекалка. Фольга использовалась не только как украшение, но и как способ создавать эффект света – метафизического сияния, которое традиционно связывали с иконами еще со времен Византии. Но если в Византии это был блеск золота, то у советских мастеров – глянцевый отблеск крышек от молочных бутылок. В ход также шли фольга от чая и шоколада. Однако настоящая «революция» произошла в 1960-х годах, когда советская молочная промышленность перешла на стандартные крышки из алюминиевой фольги. «Молочная» фольга легко поддавалась обработке: ее можно было вырезать, сгибать, чеканить. Золотистая фольга использовалась для нимбов, серебристая – для орнаментов, а цветные крышки (зеленые, синие) подходили для декора и деталей. Простота работы с материалом сделала фольгу доступной и удобной, а ее разнообразие позволяло мастерам создавать невероятные украшения. Обычными ножницами резали, иглой и шилом создавали узор и рельеф. Для чеканки фольги мастера использовали старые ключи, гвозди и обломки металлических инструментов. Часто чеканы изготавливали вручную, чтобы подогнать под нужную форму. Инструменты обтягивали тканью, чтобы не повредить фольгу, а стекло и керамику использовали как поверхности для выравнивания фольги. Интересно и даже сакрально, что в древнем Сарове (бывший секретный Арзамас-16) мастера использовали специальную фольгу – отходы атомного производства. Этот материал был прочным и ярким, что позволило создавать иконы, выделявшиеся особенно долгим блеском и прочностью. «Атомная» фольга была идеальна для создания сложных орнаментов, которые выглядели как настоящее золото.
В советское время мастера переосмыслили киотки и стали создавать собственные варианты подобных икон-бриколажей. В качестве молельного образа использовались дореволюционные святые образа, медальоны утраченных царских врат, литые распятия, рождественские ангелы, печатные репродукции с религиозными изображениями, фотографии и т. п. Среди материалов для изготовления окладов встречаются лыко, фольга, парафин, ткань для свадебных платьев и даже пионерских галстуков. Многообразие технологий, изобретенных для украшения икон, привело к формированию локальных традиций, которые могли сильно отличаться даже в соседних регионах. Советская икона, рожденная в эпоху запретов и дефицита, отличалась разнообразием техник, материалов и стиля оформления – возникли отдельные школы и направления.
Школы советских икон развивались на основе локальных особенностей, отражая культуру и быт конкретного региона. Например, мастера в южных районах, таких как Воронежская или Липецкая области, предпочитали использовать кружево для украшения икон. Это перекликалось с местной любовью к изысканным тканям и ажурным узорам, характерным для свадебных и праздничных нарядов. На юго-западе преобладала серебристая гамма, тогда как в восточных районах, ближе к Мордовии, использовали яркие и насыщенные цвета и узоры, перекликающиеся с традиционными мордовскими костюмами.
Советские иконы являются отражением эпохи не только в материальном, но и в социальном плане. Они распространялись скрытно, через сложную систему взаимодействий: религиозные образы тайно тиражировались фотографами, фольга нелегально выносилась с молокозаводов, а сами иконки развозились продавцами в поездах. Однако после распада СССР это живое явление начало исчезать: мастера уходят из жизни, иконы ветшают. Таким образом, исчезает культурный пласт, который не был описан и всеобъемлюще осмыслен.
Советская икона как семейная витрина объединяла сакральное и профанное, традиционное и повседневное, создавая уникальное явление в культуре XX века. У антиквара ценность иконы измеряется в первую очередь эстетическим уровнем и техническим мастерством исполнения, а простенькие советские иконы, балансирующие на грани китча и примитива, не вписываются в привычные каноны. Для профессионалов, ориентированных на рынок, эти работы кажутся скорее предметом фольклора, чем искусством. Тем не менее даже самые убежденные скептики признают, что советские иконы представляют этнографическую ценность: они не просто отражают религиозные традиции, но и документируют эпоху, в которой создавались. Смешение бытового и сакрального, использование подручных материалов и наивных техник – все это делает их уникальным явлением, способным рассказать о жизни, вере и культурных трансформациях.
Советские иконы стали примером того, как в условиях запрета и дефицита народная религиозность находила способы выражения, сохраняя связь с традицией. Эти иконы больше чем предметы веры. Они – портрет времени, в котором сакральное и повседневное переплетались, а дефицит превращал каждую мелочь в драгоценный элемент. Можно считать эти работы примитивными, но именно в этой их простоте кроется подлинность, которая так ценна не только для этнографов, но и для верующих.
Выставка открыта до 22 декабря 2025 года по адресу: усадьба Измайлово, Городок им. Баумана, д. 2, стр. 4, 14.
Михаил Ковалёв.
Фото автора