В Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи 29 апреля открылась выставка «Борис Кустодиев. Живопись. Графика. Театр» (16+). Проект посвящен многогранному наследию одного из крупнейших русских живописцев первой четверти XX века.
«Кустодиев создавал мир, который не казался историей про смотрящего в прошлое в прямом смысле, а мифический мир. Он не зря называл его «Страной Кустодией», городом «Кустодьевском», в которой он поселял свои русские типы. Поэтому в этом всем была сказка, магия карусели в выходной день, елочного торга, базара, праздника», – сказала журналистам генеральный директор по выставочной деятельности Государственной Третьяковской галереи Дарья Парфененко.
Экспозиция объединяет около 180 работ художника из крупнейших музеев России и Белоруссии, а также частных собраний. Среди них – известнейшие полотна мастера, такие как «Красавица» и «Масленица» из коллекции Третьяковской галереи и «Купчиха за чаем» из фондов Русского музея. Посетители также увидят «Портрет Шаляпина» и одну из последних картин Кустодиева «Русская Венера», созданную на обороте его более раннего произведения «На террасе».
Выставка охватывает все направления творчества Кустодиева, знакомя с важнейшими живописными, графическими и скульптурными произведениями мастера. Через них можно проследить эволюцию художественного языка автора, известного красочными жанровыми сценами и любовью к русской культуре.
«Неслучайно его называли «русским Рубенсом». Он приближается к тому идеалу, который мыслился русским народом. Почему именно такая крупная? Потому что крупная женщина воспринималась как здоровая женщина, которая может выполнить любой труд, любое ей по плечу», – говорит куратор выставки, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Ольга Атрощенко.
Так, открывает экспозицию раздел, посвященный семье художника. Здесь представлены портреты детей мастера и его жены, Юлии Кустодиевой, которая была не только спутницей жизни живописца, но и музой. Во многих работах прослеживается ее образ, ставший воплощением женственности и гармонии. Кустодиев запечатлевал жену с особой любовью, стремясь передать ее внутренний свет, мягкость и утонченность.
Следующая часть выставки, «Страна Кустодия», посвящена миру полотен художника – фантазийному, театральному, но наполненному подлинной любовью к народной жизни. На его картинах оживают шумные улицы, нарядные заснеженные ярмарки и уютные уголки старинных городов. Отдельное место здесь занимают работы из цикла «Русские типы», где художник воспевает жизнерадостных русских красавиц.
Особое внимание также уделено сценографическому наследию Бориса Кустодиева. В разделе «Театр» впервые практически в полном составе представлены эскизы к спектаклю «Блоха» по рассказу Николая Лескова. Эти работы стали одной из вершин театральной деятельности мастера. Сочетая традиционные мотивы и декоративность с авангардными художественными решениями, экспериментируя с формой, ритмом и цветом, художник сумел передать атмосферу и особую выразительность народного балаганного действа.
Погрузиться в творчество Бориса Кустодиева и получить новый опыт знакомства с его искусством помогают технологии Сбера, генерального партнера проекта. Посетители музея узнают интересные детали и факты о произведениях мастера благодаря AR-гиду, воплощенному в собирательном образе кустодиевской купчихи. Выставку дополняют аудиоэффекты, созданные искусственным интеллектом специально для проекта на основе картин художника. Кроме того, гостям выставки доступна онлайн-фотозона – с помощью нейросети Kandinsky каждый желающий сможет оказаться на одном из знаменитых полотен Бориса Кустодиева и стать частью его колоритной вселенной.
Выставка продлится до 28 сентября 2025 года.
Светлана Юрьева.
Фото Юрия Покровского