Никите Михалкову – 80!

Выдающемуся артисту и режиссеру Никите Михалкову сегодня исполняется 80 лет.

Никита Михалков

Судьба Михалкова, как ни пафосно это прозвучит, очень тесно связана с судьбой страны. Родился в интеллигентнейшей московской семье, детство прошло в красивом доме на площади Восстания. Отцом был классик детской литературы Сергей Михалков. Малыши всего Советского Союза уважали его «дядю Степу за такую высоту», потому что «шел с работы дядя Степа – видно было за версту». За версту было видно и творчество самого Сергея Михалкова, который являлся к тому же автором текста Гимна СССР, что о многом говорит.

Мама Никиты Наталья Кончаловская – переводчик и поэтесса. Прадед по материнской линии – художник Василий Суриков, дед Пётр Кончаловский был живописцем и народным художником РСФСР.

В юности многое в жизни Никиты определил Андрей Кончаловский, старший брат, который как раз делал первые шаги в режиссуре. Никита постоянно находился в окружении приятелей Андрона – Андрея Тарковского, Геннадия Шпаликова и прочей задиристо-харизматичной братии, к спорам которой с интересом прислушивался.

В доме Михалковых вообще царила творческая атмосфера. Тут бывали многие талантливые люди: Святослав Рихтер мог до позднего вечера играть на рояле, мог появиться детский писатель Лев Кассиль… В почете в семье было гостеприимство, уважение к семейным ценностям, и особо ценились работоспособность и честность.

Никита бегал в театральную студию при драматическом театре. Казалось бы, судьба с рождения намекала, что он может стать режиссером, но эти призывы Никита игнорировал, грезя не о съемочной площадке, а о том, чтобы стать архитектором.

При этом сниматься в кино начал с четырнадцати лет, но принципиальный разворот в сторону режиссерской профессии произошел, когда Георгий Данелия позвал его в свою картину «Я шагаю по Москве» на главную роль. Михалков уже учился в театральном училище имени Щукина, в котором пропуски студентов по причине съемок были строжайше запрещены. Сыну Сергея Михалкова за съемки у Данелии была устроена показательная порка: Никиту исключили.

Старинный приятель Михалкова Николай Бурляев рассказывает о том, как вечерами, когда училище пустело, Никита лазил в окно и вместе с однокурсниками продолжал репетировать свой спектакль «Двенадцать разгневанный мужчин», который в итоге получился настолько хорош, что стал дипломным спектаклем курса.

Но после триумфа постановки Михалков к ректору на поклон не пошел, хотя все этого ждали. Он перевелся во ВГИК на режиссерский факультет в мастерскую Михаила Ромма. Дипломной работой стала короткометражка «Спокойный день в конце войны», которую частенько теперь показывают на кинофестивалях, потому что уже в ней читается рука будущего мастера.

Кинокартина Данелии «Я шагаю по Москве» сыграла с Михалковым злую шутку: на него обрушились децибелы фанфар и общесоюзная слава. Но отец пресек зарождающуюся звездную болезнь в зародыше. Под каждой фотографией молодого артиста, облепивших в тот период комнату Никиты, появилась табличка со стрелкой, указывающей в сторону портрета великого прадеда Василия Сурикова с припиской: «Стыдись, бери пример с предков».

В возрасте 27 лет Никита Сергеевич был призван на срочную службу. Случилось это в столь позднем возрасте благодаря одному обстоятельству, которое Михалков не мог предугадать даже в самом фантазийном сне. В тот период у режиссера был роман с замечательной девушкой Олей Полянской, единственным «недостатком» который было то, что она являлась дочерью кандидата в члены Политбюро. Никиту это сильно напрягало: ему не хотелось, чтобы его творческая биография определялась связью с высокопоставленным тестем. Обо всем этом он написал Ольге письмо, которое додумался передать через миленькую старушку-вахтершу, дежурившую у лифта в Ольгином подъезде. Будущему режиссеру и в голову не могло прийти, что просто так милые старушки на работу лифтерами в такие дома не попадают. А через короткое время он узнал, что его забирают в стройбат в Навои. Вне себя от возмущения отправился к начальнику сборного пункта со словами: «У меня два высших образования, я могу пригодиться в другом месте». И в ответ услышал издевательское: «Да ты, видимо, просто в Москве остаться хочешь?» И тогда с вызовом потребовал его записать в самую дальнюю точку – на Камчатку.

Причем в момент призыва случилось в его жизни величайшее искушение: Михалков случайно нашел в туалете военкомата свой мокрый, оброненный кем-то военный билет. А как известно, нет билета – нет призывника. Но упрямый Михалков билет высушил и вернул. И в итоге отслужил на Тихоокеанском флоте – сначала на берегу, затем матросом на тральщике. Там, на Камчатке, выполняя задание командования в составе группы из четырех человек, он совершил 117-дневный поход на собаках, в ходе которого едва не погиб от обморожения…

Яркий и харизматичный, Никита Сергеевич всегда пользовался вниманием красивых женщин. Первой его избранницей, которую захотелось назвать женой, стала актриса Анастасия Вертинская, уже известная благодаря ролям в фильмах «Алые паруса» и «Человек-амфибия». Никите было 20, ей 21, оба на взлете – максималисты, идеалисты. Но мудрый отец Никиты с самого начала называл этот брак «учебно-тренировочным». Несмотря на то, что у Никиты и Насти родился сын Степан и они действительно любили друга друга, пара рассталась: слишком амбициозны оказались оба.

Через шесть лет после развода Никита Сергеевич познакомился с девушкой, которая стала его второй женой. Работала Татьяна манекенщицей во Всесоюзном доме моделей, и на свидание в ресторан, куда ее пригласил Никита, собиралась по полной программе: невероятной красоты платье, выразительные стрелки, яркие тени, накладные ресницы, модная «бабетта» на голове. Но, встретив ее, Никита Сергеевич первым делом потащил Татьяну в туалет и заставил смыть «боевой раскрас», так как не узнал под ярким гримом девушку, которая его очаровала.

Супруги Михалковы прожили вместе 52 года, воспитали троих детей – Анну, Артёма и Надежду. И кстати, Татьяна до сих пор считает, что та их встреча была «тестом на характер» будущего мужа.

Этот характер проявился позже в полной мере, когда в 1986 году на революционном, V съезде кинематографистов СССР сорокалетний Никита Михалков оказался одним из немногих, кто выступил в защиту «стариков-кинематографистов» Сергея Бондарчука, Юрия Озерова и Евгения Матвеева, не побоявшись получить от коллег клеймо «нерукопожатного».

Вообще Михалков всегда поступал так, как считал нужным. Предшествующее тому съезду десятилетие с 1974 по 1984 год было для него плодотворным и научило самостоятельно принимать сотни решений, ответственность за которые нес только он сам. Почти ежегодно на экраны страны выходили его фильмы, и многие из них получили международное признание, завоевали множество призов на международных фестивалях. Он много и успешно снимался в кино: «Сибириада», «Собака Баскервилей», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс»… В 1984 году ему было присвоено звание народного артиста РСФСР. В конце восьмидесятых он создал студию «ТриТэ», первым фильмом которой стала «Урга – территория любви», получившая  «Золотого льва» в Венеции. Позже последовали гран-при Канн за картину «Утомленные солнцем», приз «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», «Специальный лев» Венецианского фестиваля  «За вклад в киноискусство»,  три Государственных премии России.

Сегодня Никита Сергеевич полон сил и энергии, ежегодно проводит самый главный фестиваль страны – ММКФ, ведет канал «Бесогон», руководит Союзом кинематографистов России, обучает молодежь в своей Академии кинематографического и театрального искусства.

Обладая характером сложным и несгибаемым, он для многих коллег является недосягаемой вершиной, стоящей особняком: его имя или произносят с придыханием, или откровенно клеймят. Но при всем том снимавшиеся у него десятки российских актеров дружно утверждают, что он бесконечно любит артистов, создавая на своей площадке для них невероятно теплую, творческую и комфортную для работы атмосферу.

Мы же, зрители, не желая особо погружаться во внутренние разборки противоречивой киношной братии, с удовольствием пересматриваем фильмы Никиты Сергеевича «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров», «Родня», восхищаемся его актерскими работами в картинах «Собака Баскервилей», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс», «Статский советник», «12»…  Мастер – он и есть мастер.

Короче, перефразируя известные слова Бургомистра из фильма «Тот самый Мюнхгаузен», тут можно было бы сказать, что «из Михалкова, господа, воду лить не будем! Незачем. Он нам дорог просто как Никита Сергеевич Михалков… А уж пьет его лошадь или не пьет – это нас не волнует».

Елена Булова.

Фото пресс-службы ММКФ

Никита Михалков

Добавить комментарий