Театр – большая семья!

Форум Союза театральных деятелей ЦФО в Рязани вышел таким, каким бывает хороший спектакль: без лишней мишуры, без громких жестов – но с плотным внутренним током, от которого после хочется еще сидеть в зрительном зале и немного помолчать.

В Рязань съехались представители театров, культурных центров, отделений Союза театральных деятелей со всего Центрального федерального округа – около двухсот человек, для которых сцена давно перестала быть работой. Формальный повод – подготовка к празднованию 150‑летия СТД в следующем, 2026 году. Неформальный – попытка понять, чем театр станет дальше и как не потерять ту живую, человеческую ткань, которая и делает его искусством, а не протоколом.

Забавно, но все, о чем там говорили – о работе с детьми, о поддержке молодежи, о необходимости присутствия театра в информационном поле, о проектах, которые строятся не «на один раз», – для нас, Московского Молодежного театра под руководством В.Спесивцева, – это уже давно ежедневная рутина. Слушая разговоры коллег, ловили себя на тихой гордости: мы давно живем в режиме, который только начинают формулировать как стратегию. В какой‑то момент это даже прозвучало как «подтверждение маршрутной карты» – мол, идете в правильном направлении, продолжайте.

Сразу стало ясно, что Рязань – это не просто география. Это третий форум из серии выездов, где разрабатывают концепцию развития театра в России до 2035 года. Обсуждались не общие слова, а конкретные вещи: взаимодействие театров с властями, законодательство, финансирование, кадровая политика, подготовка специалистов, обновление технической базы, репертуарная политика, способы привлечения зрителей и даже перспективы международного и межрегионального сотрудничества. Особенно бурно обсуждали баланс между кассовыми хитами и элитарным искусством, а также запуск программы «Земский артист», которая должна бы вернуть актеров в региональные театры. Служители Мельпомены предлагали все: от разнообразия репертуаров, чтобы не превалировала классика, до использования искусственного интеллекта для привлечения зрителей. Нам, молодежному театру, было интересно, что вопросы, которые мы поднимаем у себя – использование новых технологий, поддержка молодых коллективов – обсуждаются на федеральном уровне.

Особым моментом стала лекция Владимира Львовича Машкова, руководителя СТД. Никакого пафоса – скорее, попытка объяснить, зачем Союз нужен сегодня, когда привычные формы общения и взаимодействия успели рассыпаться как старые декорации. Машков напомнил, что Центральный федеральный округ – лидер по количеству театров, и что в нем свыше десяти тысяч членов Союза. Он говорил, что нет «железной» инструкции для театра, что все держится на опыте, который мы получаем от предшественников и передаем друг другу. Ссылался на Станиславского, Мейерхольда, Чехова, которые пытались сформулировать метод, но не могли «соединить его с наукой»; и именно поэтому теперь, на основе живого опыта, можно попробовать создать концепцию, чтобы общество осознало значение театра для личности и страны. Когда слушаешь такие слова, понимаешь: это не просто лекция, а приглашение к совместному поиску.

В кулуарах вспоминали не цифры и не концепции, а то, что за последние годы разрушилось многое из того, что казалось незыблемым: межрегиональные поездки, совместные проекты, международные связи. Особенно горько звучала история о закрытии фестиваля молодежных и студенческих театров в Новозыбкове – города, где есть улица имени Вячеслава Спесивцева, – из‑за опасной обстановки, когда фестиваль может стать лакомой целью террористов. Казалось бы, мелочь, маленький точечный фестиваль. Но именно такие «точки» и создавали театральную карту России. И когда они исчезают – карта рвется.

Полномочный представитель президента в ЦФО Игорь Щёголев говорил о другой стороне театра – о семейных ценностях. Он напомнил, как президент Путин в послании 2024 года сказал, что многодетная семья должна стать нормой и предложил театрам чаще обращаться к сюжетам, где разрешаются семейные проблемы, отношения между поколениями, братьями и сестрами.

«Отрадно было слышать, что с трибуны форума звучали призывы театрам работать с детьми, с многодетными семьями, вообще задуматься о демографической ситуации в стране. А не этим ли занимается наш Московский Молодежный уже почти сорок лет? Бесплатные студии для детей и подростков, бесплатный курс для студентов театрального вуза, все наши театральные проекты – «Классика в классе», «Сказки народов мира», «Театр на службе Отечеству» и другие проекты – это и есть то, к чему призывают деятелей культуры с самых высоких трибун! Мы в этот же день откликнулись на слова о многодетных семьях, и дали старт театральному проекту «Театр – большая семья!». И тут же к нашему проекту подключились Союз отцов города Москвы, благотворительный Фонд «Петровка, 38» и объединение многодетных семей Москвы «РОО ОМСМ». Проект «Театр – большая семья!» начнет свою работу 21 декабря 2025 года в 11.00 часов постановкой «Золушка», куда мы бесплатно пригласим многодетные семьи Москвы и Подмосковья», – рассказал о своих впечатления представитель Московского Молодежного театра на форуме, со-руководитель театра, режиссер и актер Семён Спесивцев.

Если попытаться сформулировать главное ощущение от форума, то оно такое: театр сегодня особенно нуждается в связях – человеческих, профессиональных, региональных. Не чтобы «развивать сеть», а чтобы не остаться стоять в одиночестве, как актер на пустой сцене, которому забыли прописать партнера. Форум напомнил, что мы все – часть одной большой труппы. И если каждый будет репетировать в своем углу, спектакля не будет.

Для нашего Молодежного театра эта поездка стала не столько командировкой, сколько внутренним подтверждением того, что мы движемся в нужном направлении. Наши проекты, работа с ребятами, попытка выстраивать систему – все это не просто личная инициатива, а часть общего будущего, которое сейчас только начинает оформляться. И, наверное, самое важное – чувство, с которым мы уезжали: будто кто‑то аккуратно поправил софиты, и сцена впереди стала чуть светлее. Рязань напомнила, что театр жив, пока живы люди, которые верят в него не по обязанности, а по характеру.

Павел Великанов, завлит ММЭТ п/р В. Спесивцева.

Добавить комментарий