Об этом напомнила член Комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Ольга Коробова, выступая в Общественной палате РФ на круглом столе «Современная игрушка и традиционные ценности: развитие и проблемы».

«Именно через игру закладываются культурный код и те самые национальные смыслы, с которыми ребенок пойдет по жизни. (…) Пару недель назад у нас проходил круглый стол – расширенное заседание комитета – на тему безопасности современных игрушек. Также у нас запланировано выездное заседание комитета на фабрике в Сергиевом Посаде. Мы хотим посмотреть и обсудить непосредственно с производителями, какие им еще необходимы меры поддержки. Мы понимаем, что кроме запретительных и регулирующих мер, которые сейчас вводятся, должны быть еще меры поддерживающие производителей, поставщиков, разработчиков отечественных игрушек, поскольку игра и игрушки – это дело очень серьезное для наших детей, для формирования их личности», – отметила Ольга Коробова.
Как подчеркнул председатель Комиссии ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Сергей Рыбальченко, тема безопасности детских игр и игрушек остается сверхактуальной: «Это не первый наш «подход к снаряду». Мы регулярно проводим круглые столы, связанные с безопасностью игрушек и игровой среды для детей. Игровая среда сегодня мобильная, она очень быстро меняется. Предыдущие наши «подходы» были связаны с тем, что в нашу среду внедрялись под видом игрушек сувениры-мерчи (продукция, созданная для продвижения зарубежных компьютерных игр и брендов. – С. И.). Поэтому наш круглый стол тогда и назывался «Это вам не игрушки». Мы тогда пытались найти ответ на вопрос, как относиться к тому, что не является игрушкой, но в тоже время выполняет роль игрушки. Сейчас мы видим, что круг вопросов, относящихся у игрушкам, шире. Поэтому и круг безопасности сегодня должен быть шире. Возьмем в качестве примера тюбинги. С точки зрения стандартов они безопасны, сделаны из хороших материалов. Весь вопрос в том, как их использовать, потому что 20% детских травм в зимний период приходится именно на тюбинги, много смертельных случаев. Другой пример. Сейчас в обществе идет дискуссия, как относиться к блокировке платформы Roblox, и речь снова идет о безопасности наших детей. То есть безопасность бывает разная, в том числе и духовная, нравственная. Например, такое соседство с монстрами, в которое сегодня попали наши дети, ведет к тому, что со злом можно дружить и иметь с ним хорошие отношения. Через монстров и тому подобные игрушки наших детей приучают к иным моральным нормам, к тому, что можно быть и на стороне света, и на стороне тьмы. В этой связи мы должны оценивать игровую среду с точки зрения не только физической или психологической, но и нравственной безопасности. Основой для формирования игровой среды ребенка должна быть опора на наши ценности, на те традиции, которые на протяжении веков вырабатывались в российской культуре».
По его словам, в этом направлении уже достигнуты некоторые результаты благодаря сотрудничеству с Госдумой и Роскачеством: во-первых, разработан национальный стандарт, во-вторых, идет работа по завершению психолого-педагогической экспертизы игрушки (имеется ввиду психолого-педагогическая экспертиза Хагги Вагги).
Как напомнила заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева, эта психолого-педагогическая экспертиза обошлась в круглую сумму: «Когда история с Хагги Вагги «выстрелила», оказалось, что экспертиза одной игрушки, одного образа стоит 700 тысяч рублей! Каждый год на нашем рынке появляется несколько тысяч импортных игрушек, и что же, на экспертизу каждой из них тратить по 700 тысяч рублей? Это получается не инструмент государственной политики, не инструмент контроля, а инструмент обогащения экспертов. В таком виде эта система работать не может».
По ее словам, совместная работа Роскачества с ОП РФ началась с плохого: «Два года назад настолько наш рынок был не готов воспринимать товары для детей. Дошло до того, что наши дети играли с изделием, которое продвигало зарубежную компьютерную игру, предназначенную для детей от 12 лет. И настолько взаимодействие наших детей с этим изделием далеко зашло, что за год его популярность в России выросла в миллион раз! Ничего подобного никогда не было. Что мы увидели в этом году? То же самое. Только более честно, потому что страна оказалась к этому готова. Появились брелоки (Лабубу. – С. И.), которые летом «выстрелили», их продажа на маркетплейсах зашкаливала. В этот раз нигде не было написано, что это игрушка. Это был брелок, но все дети играли в этого эльфа, который был уже не такой мерзкий и противный, но все-таки все это очень далеко от традиционных ценностей, которые мы должны продвигать».
Отечественным производителям и поставщикам нужно научиться реализовывать воспитательную функцию через индустрию игрушек, сказала Елена Саратцева: «Когда мы обсуждали эту проблему с нашими белорусскими друзьями, они предложили сделать куклу по образу первой белорусской женщины-космонавта, которая два года назад полетела в космос вместе с нашим экипажем. Наша российская фабрика «Весна» выпустила две небольшие лимитированные серии кукол, но этот проект не получил ни государственных заказов, ни общественного признания, потому что продвижения этой истории не было. Подарили эти куклы каким-то высокопоставленным чиновникам, и на этом все закончилось. Это тоже неправильно. Игрушки надо продвигать».
Как резюмировала Елена Саратцева, сейчас нужно формировать механизм по продвижению наших лучших товаров. По ее словам, если мы видим, что «выстреливает» мерч, почему бы не научиться использовать это в наших воспитательных целях?
Сергей Ишков.
Фото «Московской правды»














