В стиле Рембрандта: в Вахтанговском театре поставили главный роман Томаса Манна

До недавнего времени зрителям трудно было представить себе постановку по роману Томаса Манна «Иосиф и его братья» на театральной сцене. Трудно, потому что роман нобелевского лауреата – неподъемный «кирпич» на 1500 страниц, изобилующий подробностями, текст которого крайне сложно сокращать. Одна мысль в романе прочно цепляется за другую.

Но режиссер Вахтанговского театра Юрий Титов рискнул взяться за инсценировку и за саму постановку. Задача, скажем прямо, была не из легких.

Восторженные эпитеты «шедевр», «эпохалка», «нетленка», «господибожемой» почитателей произведения Томаса Манна меркнут на фоне драматизма самой библейской истории. Даже страшно представить, какой внушительный пласт времени отделяет нас от событий той ветхозаветной давности, в которую уводит зрителей острая режиссерская мысль. Когда-то, на заре человечества, осознание им своего собственного «я» было неотделимо от осознания существования Творца. А что сегодня?

В годы, о которых рассказывает нам во след за Книгой Бытия Юрий Титов, жил человек по имени Иаков (Сергей Барышев) – внук Авраама. Перед зрителем разворачивается история конкретного рода: у Иакова были сыновья от четырех разных женщин. Это – Рувим (артист Александр Колясников), Симеон (Виталий Иванов), Левий (Клим Кудашкин), Иегуда (Михаил Коноваленков), Дан (Владимир Симонов-мл.), Гаддил (Иван Назаров), Неффалим (Иван Захава), Иссахар (Сергей Васильев), Завулон (Данила Гнидо), Асир (Даниил Бледный) и Вениамин (Михаил Ложкин).

Но более всех этих одиннадцати Иаков любил Иосифа, сына от обожаемой им Рахили (Анна Чумак). Разрешения на брак с Рахилью Иаков добивался долгих четырнадцать лет, находясь в услужении у обманывающего его отца девушки Лавана (Александр Павлов).

Несправедливое предпочтение Иаковом младшего сына Иосифа сильно обижало старших братьев, а провидческие и странные сны отрока вызывали их непонимание и неприязнь. В конце концов, братья, избив Иосифа и продержав его в заброшенном колодце три дня, продали его странствующим купцам (Александр Рыщенков, Владислава Басова, Анастасия Джентилини).

Так Иосиф попал в рабство в Египет. Но там, благодаря своим трудам и талантам, возвысился, как ни один из смертных, и стал управлять страной. Бог промыслительно заботился об Иосифе все эти годы. Иосиф сумел спасти народ Египта от семилетнего голода, а также полностью простить и примириться с пришедшими к нему в трудную минуту за подмогой братьями, по сути, сохранив свой род.

Театральная история, уводящая в глубь веков, переплетает наши собственные жизни с мифом в той мере, в какой этот миф позволяет заглянуть под покров тайны божественного замысла. Заглянуть в ту мировую схему, которая вновь и вновь повторяется в человечестве из века в век. Ведь несмотря на прошедшие тысячелетия, мы – все те же, нам не чужды ни предательство, ни способность прощать. Именно поэтому мы понимаем мотивы поступков столь отдаленных во времени предшественников. На это и был расчет режиссера.

Роман, который Манн считал главным в жизни и писал 20 лет, Юрий Титов изящно упаковал в три часа динамичного сценического действа.

Контрастный свет сцены, коричневатые полутона одежд библейских героев, густые тени предметов создают ощущение оживших на подмостках полотен золотого века голландской живописи. При этом сама сцена почти пуста: занавеси с разводами или иероглифами, дощатый пол, весьма аскетичные декорации, редкие предметы утвари – вот, собственно, и все (сценография самого Юрия Титова).

А меж тем, перед нами живые и сочные персонажи, словно сошедшие с полотен Рембрандта Харменса ван Рейна.

Крупными условными мазками Юрий Титов показывает и быт жителей Древнего Египта. Время здесь утекает сквозь пальцы, словно песок, зато страсти под сводами дворцов знати бушуют нешуточные. Зритель погружается в ритм и философию страны, которая обогнала своих современников в культурном развитии, но которая в развитии духовном отставала от маленького племени Израиля.

Спектакль поставлен сильно, стильно, и сыгран достойно. Размах идеи и мастерство исполнения – на высоком уровне. (Ну а там, где пока еще мастерство «пробуксовывает», артисты-стажерской группы, занятые в постановке, берут молодой энергией и азартом).

В «Иосифе и его братьях» интересно существуют Владислава Басова (Лия, старшая дочь Лавана), Наталья Молева (жена Лавана), Андрей Титов (маленький Иосиф), Виталий Иванов (Потифар Петепра), Анна Чумак (Мут, жена Петепра). Большинство исполнителей создают сразу по два или даже три разных образа – представителей израильской и египетской сторон. В роли кочующего верблюда неожиданен и комичен артист Даниил Бледный.

На балконе над сценой работают музыканты Михаил Айнетдинов, Андрей Булатов, Валерия Дмитриева, Полина Евланова, Сабина Егиян, Ольга Жевлакова, Виктор Кормаков, Николай Мызиков, Евгений Полтораков, Наталья Туриянская.

Обволакивающая восточная музыка рождает правильное настроение. При этом диалог с залом идет активный: режиссер исследует вечные темы предательства, вины, прощения, ответственности и возможности примирения годами враждующих сторон.

Короче, новый вахтанговский спектакль – не тот, суть которого берется походя, с кондачка. Выходя из зала, ловишь себя на мысли, что хочется в тишине все детально обдумать. И, возможно, вернуться сюда еще раз. А это в современном театре чего-то да стоит!

Елена Булова.

Фото Валерия Мясникова предоставлено пресс-службой театра

Добавить комментарий