«Севильский цирюльник» в Театре Вахтангова: «А на мосту, как черт, черный взметнулся плащ…»

В Театра Вахтангова состоялась премьера спектакля по пьесе Пьера-Огюстена де Бомарше «Севильский цирюльник».

Постановщиком выступил Геннадий Шапошников, главный режиссер Ростовского академического театра драмы. Театральная Москва хорошо знает Шапошникова по аншлаговым спектаклям в Театре на Покровке, где он несколько лет являлся главным режиссером, а также по постановкам в Театре эстрады, «Современнике», Театре Наций и Новой Опере.

«Севильский цирюльник» –  первая часть  трилогии Бомарше, куда, как известно, еще входят «Женитьба Фигаро» и   менее популярная «Виноватая мать».

В Театре Вахтангова к творчеству Бомарше обращались ровно десять лет назад: тогда Владимир Мирзоев поставил здесь «Безумный день, или Женитьбу Фигаро». Посылом мирзоевского спектакля стала мысль, что элита ментально не поспевает за обществом, которое стремительно обновляется.

Геннадий Шапошников к творчеству Бомарше обращается впервые. «Зрителю нужна комедия, чтобы на сцене было смешно и трогательно», – утверждает режиссер, решивший опереться на традиции комедии дель арте. Помогает ему в этом художник Виктор Герасименко, погрузивший Новую сцену Вахтанговского театра в стихию черно-белого цвета со всевозможными  орнаментами, основой которых являются музыкальные ноты на костюмах, традиционные завитушки и цветы на стилизованных декорациях-трансформерах.

Декорации представляют собой то женскую туфельку с гигантской дверцей под каблуком, то башню с лестницей графского замка, то внушительных размеров замОк на воротах  зАмка. Отправной точкой поисков стала найденная старинная гравюра XIX века, на которой изображен Арлекин с бритвой в руках. Поэтому гигантская бритва на сцене тоже иронично присутствует, но уже в качестве реквизита…

Замечательный артист Григорий Антипенко  играет  молодого графа, испанского гранда Альмавиву. Взгляд Антипенко на его героя легок и шутлив, комичная пластика Григория Александровича как нельзя более кстати работает на создание образа. Граф влюбился с первого взгляда в девушку по имени Розина (Полина Чернышова). Чтобы убедиться, что Розина действительно любит его, а не его деньги, Альмавива переодевается бедняком Линдором, пытаясь добиться расположения своей пассии.

Планам графа всячески мешает опекун Розины, доктор Бартоло. Вредный желчный старик (именно таким делает Бартоло Михаил Васьков) держит Розину взаперти в доме, так как намерен жениться на ней сам. В любовных похождениях Альмавиве помогает его бывший слуга Фигаро, который теперь заделался парикмахером и вхож в  разные дома. Фигаро в исполнении Олега Лопухова и Альмавива в исполнении Григория Антипенко не имеют ничего общего с любимыми зрителем театральными образами, когда-то созданными Александром Ширвиндтом и Андреем Мироновым. Это абсолютно самостоятельные персонажи, что рождает новые зрительские ожидания.

Полноправным участником интриги становится Дон Базиль (Владислав Демченко), делающий своего учителя музыки человеком неглупым и прагматичным: звонкие монеты так и сыплются в его руки. Кстати, именно на выходах Владислава Демченко зал каждый раз взрывается аплодисментами: артист четко вписывается в придуманный Шапошниковым рисунок роли, добавляя к нему собственную харизму и профессионализм.

Кульминацией истории является женитьба графа и Розины.
Композитором спектакля стал Андрей Зубец, музыка Россини обозначена здесь лишь легким штрихом, как некий поклон таланту великого итальянца.

Спектакль наполнен юмором, зал аплодирует и главным героям, и исполнителям небольших ролей – Климу Кудашкину и Виталию Иванову.

Грядет весна, и Бомарше снова напоминает зрителям устами героев, что «когда юность и любовь  сговорятся  обмануть старика, все его усилия им помешать могут быть с полным основанием названы Тщетною предосторожностью».

Елена Булова.

Фото Валерия Мясникова, предоставлено Театром Вахтангова

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x