Четвертый год московское правительство продолжает эксперимент по раздельному сбору и переработке мусора. По мнению экологов из «Гринпис», кампания организована крайне неудобно, поэтому не пользуется большим спросом у москвичей.
Между тем бюджетные средства на нее расходуются ежегодно. Чиновники признают: не только с раздельным сбором, но и вообще с утилизацией отходов в нашей стране есть колоссальные проблемы.
Заместитель министра строительства и ЖКХ Андрей Чибис на прошлой неделе заявил, что около 80% доходов от утилизации твердых коммунальных отходов в России получают «серые» свалки, которые контролируются криминалитетом. Легальных и современных полигонов для утилизации мусора в России очень мало. Кроме того, по словам Чибиса, захоронение мусора на легальных полигонах стоит значительно дороже, вот они и простаивают, а на большую часть «серых» свозить мусор давно уже категорически нельзя – они не соответствуют экологическим требованиям, отходы на них постоянно загораются и дымят, но их владельцев это совершенно не беспокоит. У транспортных компаний тоже нет никакой мотивации везти мусор на легальные полигоны, объяснил чиновник, ведь вместо этого можно заплатить «мусорным королям» в два раза дешевле, а то и вовсе свалить отходы в овраг. Сэкономленные деньги, полученные от управляющей компании, транспортники складывают себе в карман.
Если раздельно собранное в конечном итоге все равно оказывается выброшенным на незаконной свалке, горит там и отравляет воздух, то какой вообще смысл во всей программе по сортировке? От заботы об экологии остаются одни слова, а деньги налогоплательщиков расходуются совершенно бесцельно.
Одна только Москва ежегодно производит 8% всех отходов России – порядка 5,6 миллиона тонн. 770000 тонн из них сжигается, все остальное вывозится на свалки. Еще в 2012 году столичные власти начали эксперимент с раздельной переработкой мусора в Юго-Западном округе. Городское правительство выбрало там подрядчика, который обязан собирать, сортировать и утилизировать отходы на протяжении 15 лет. В 2015 году эксперимент расширили до 9 городских округов: «за бортом» городской программы остались только ЮВАО и ТиНАО. С 2013 по 2029 годы из московского бюджета на реализацию программы раздельного сбора будет выделено в общей сложности 142,6 миллиарда рублей. Выигравшие тендер по утилизации компании к 2018 году обязаны построить и запустить заводы по сортировке и переработке отходов мощностью не менее 218000 тонн.
На сегодня в городе, согласно официальным документам, должно быть установлено 1124 точки раздельного сбора отходов. Год назад «МП» писала о том, как в Москве начала работать система раздельного сбора. Тогда точек было почти в 10 раз меньше (134 пункта), а найти ближайшую к своему дому помойку и выкинуть заботливо рассортированный мусор было сродни настоящему испытанию. В столице тогда прошла масштабная проверка, устроенная волонтерами экологических организаций и простыми горожанами: люди искали точки раздельного сбора и отмечали часы их работы. Выяснилось, что большей части места раздельного приема являются «мобильными пунктами». То есть один раз в неделю, часто в рабочие часы, туда на 20 – 60 минут приезжает «Газель», и за это время необходимо сдать мусор. Кто не успел – тот опоздал, придется копить отходы еще неделю или выкидывать все заботливо рассортированное в обычную помойку. Некоторые из точек раздельного сбора вообще не были найдены или не работали в указанные часы.
В этом году «Гринпис» повторил проверку и обнаружил, что результаты несколько улучшились. В Москве удалось найти 75 стационарных пунктов, работающих 24 часа в сутки и имеющих контейнеры для всех видов отходов (в прошлом году таких было всего 14), 488 контейнеров, куда можно сдать только пластик, и 14 – для стекла (в 2015 году, по сведениям экологов, последних не было вовсе). Помимо этого, в столице также обнаружилось 57 мобильных пунктов приема отходов и 4 стационарных пункта, работавших по расписанию. 68 точек сбора мусора по указанным адресам экологи не нашли, 12 оказались давно заброшены, а 62 работали с нарушениями. Оставшиеся 444 пункта волонтеры «Гринписа» проверить не смогли, потому что место их расположения или график работы оказались слишком неудобными, что, по мнению активистов этой организации, делает сомнительным доступность таких точек для простых граждан.
– Раздельный сбор мусора в Москве вводится очень тяжело, буквально из-под палки, – высказал «МП» свою точку зрения руководитель токсической программы «Гринпис Россия» Алексей Киселев. – При этом количество горожан, которые хотели бы сортировать мусор, очень велико, но нормальных условий для этого так и не создано. Плохо ведется пропаганда раздельного сбора, люди просто не имеют представления, куда именно им нужно сдавать рассортированные отходы. Создаются так называемые передвижные пункты – грузовики «Газели», которые двигаются по заданному маршруту. Люди должны знать место и время их остановки, подстроить под это свой график, добежать туда и сдать мусор. Это абсолютно неправильно. Если мы говорим о внедрении раздельного сбора мусора серьезно, то контейнеры для отходов должны быть стационарными, чтобы человек мог подойти к ним и выбросить мусор в любое время суток, хоть ночью. При этом на внедрение раздельного сбора расходуются деньги налогоплательщиков, система должна воплощаться в жизнь, но в реальности получается одна профанация. Хотя, конечно, раздельный сбор мусора гораздо выгоднее, чем смешанный, потому что отсортированные пластик или стекло можно отправить на переработку. Таким образом повышается рентабельность утилизации отходов.
Приживется ли раздельный сбор мусора в нашем городе, покажет время. Несмотря на весь оптимизм экологов, пока можно сказать, что многих наших сограждан приучить к сортировке будет достаточно тяжело. Не потому, что у нас какое-то особенно антиэкологично настроенное население, а хотя бы по той причине, что реалии квартир с советской планировкой не слишком располагают к раздельному сбору отходов. У многих из нас и одно-то ведро для мусора под раковиной на кухне помещается с трудом, а для того, чтобы сортировать отходы, ставить придется сразу четыре.
При этом совершенно очевидно, что с проблемой утилизации мусора необходимо что-то делать. Еще в 2012 году правительство Московской области заявляло о том, что мощностей имеющихся свалок и полигонов для захоронения твердых бытовых отходов хватит только на три-четыре года. Что ж, этот срок подходит к концу. Мусорные полигоны регулярно закрывают в связи их с переполненностью (в 2014 году было ликвидировано девять полигонов, в 2013-м – 4), но мусор после этого не начинают захоранивать легально. Вместо этого он оказывается на криминальных свалках, где горит и отравляет окружающую среду. Властям необходимо предложить работающую программу по утилизации отходов, пока все мы в буквальном смысле не утонули в грудах отходов и не задохнулись от ядовитого дыма.
Роман КОРОЛЕВ.