Союз журналистов Москвы провел «круглый стол» на тему: «Производство и прокат детского кино в России. Получит ли юный зритель качественный фильм отечественного производителя?».
Участие в обсуждении приняли как кинематографисты, так и представители кинобизнеса. Речь шла о состоянии и перспективах отечественного детского кино, роли государства в этом процессе.
По мнению специалистов, такой «легковесный», на первый взгляд, вопрос, как детское кино, должен являться первостепенным для любого государства, претендующего на высокое звание суверенного. Идеи, образы и духовные ценности, попавшие в крайне восприимчивое детское сознание и подсознание, формируют общество по мере взросления юных граждан.
В России, как и в большинстве других стран, в детском сегменте доминирует американское кино. Дети с большим интересом смотрят картины про человека-паука, трансформеров, черепашек-ниндзя и прочих отважных нелюдей. Герои таких фильмов являются положительными даже на самый притязательный взгляд: борются с ужасными злодеями, спасают мир от уничтожения, совершают множество других поступков, достойных восхищения и подражания. Однако все интересные и захватывающие события происходят в Америке, что, по мнению специалистов, прочно формирует в детском подсознании определенную программу и делает их в последующем не патриотами, а почитателями совсем другой страны.
Сейчас устойчиво развивается сегмент отечественной мультипликации: в прокате качественные фильмы, в том числе полнометражные, которые не только вызывают интерес у детей, но и приносят серьезную прибыль. Вместе с тем, как отметил исполнительный директор кинокомпании «Люксор Дистрибьюшн» Сергей Сорочкин, игровые детские фильмы отечественного производства не являются прибыльными, их мало производят и не продвигают на рынке.
Пытаясь переломить тенденцию, в дни осенних школьных каникул компанией «Люксор» при поддержке Фонда кино проведен «Детский кинофестиваль»: отечественные детские кинокартины одновременно демонстрировались в большом количестве кинотеатров по всей стране. Сеансы проводились в утренние часы, и билеты были в несколько раз дешевле обычных. Десятки тысяч детей попали на просмотры. К сожалению, данная акция проведена лишь раз – в 2014 году.
Неплохих финансовых результатов добился недавно фильм «12 месяцев. Новая сказка» продюсера Игоря Калёнова. По его мнению, российский кинорынок в состоянии «проглотить» до 10 отечественных детских игровых фильмов в год, однако столько снять не успевают.
Показ отечественных детских фильмов по телевидению практически прекращен после законодательного запрещения демонстрации рекламы. Попытка уберечь неокрепшие детские умы от тлетворного влияния рекламы привела к снятию с эфира всех детских фильмов как экономически нерентабельных для каналов. Кинорежиссер Сергей Русаков полагает, что такие ограничения тормозят популяризацию и продвижение российских детских фильмов.
Положительным исключением является канал «Рен-ТВ», демонстрирующий в праздничный «прайм-тайм» русские полнометражные мультфильмы: «Алеша Попович и Тугарин змей», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и другие прекрасные работы студии «Мельница», и некоторые неэфирные кабельные каналы, аудитория которых значительно меньше федеральных.
Владимир Алеников, автор знаменитых советских фильмов про Петрова и Васечкина, отметил, что в СССР отлаженно функционировала целая машина по производству фильмов для детей. Такого уровня уже не добиться, что-то, возможно, было и излишним, и затратным, но четкая и последовательная политика государства, поддержанная финансово, организационно и идеологически, должна иметь место.
К сожалению, представители Министерства культуры, приглашенные для участия в дискуссии, ее проигнорировали. Мы верим в возрождение отечественного детского кино, способного воспитывать здравомыслящих людей, любящих свою Родину. Надеемся, что журналисты продолжат следить за развитием ситуации.
Сергей ЮРОВСКИЙ.
На снимке: кадр из фильма «12 месяцев. Новая сказка»