7 августа 1876 года появилась на свет одна из самых ярких и загадочных женщин XX века – шпионка и порнозвезда Мата Хари.
Индийская царевна или дочь шляпника?
Кем была на самом деле Мата Хари? Прекрасной восточной танцовщицей? Первой в Европе стриптизёршей? Куртизанкой, любовницей самых влиятельных людей Старого Света или «двойным агентом», работавшим во время Первой мировой войны на две противоборствующие разведки одновременно?
Сама она неоднократно рассказывала, что была индийской княжной, рожденной в княжестве Джаффатам на берегy Малабара и принадлежавшей к высшей касте «браминов»: «Мой отец был раджой, а мать – храмовой танцовщицей». Но это было частью легенды, как сказали бы сейчас, самопиара… На самом деле, родилась Маргарета Гертруда Зеле (настоящее имя Мата Хари) 7 августа 1876 года в городке Леуварден на севере Голландии, где возведена ее статуя и создан посвященный ей музей. Ее отец, Адам Цееле, был богатым фабрикантом-шляпником. Когда Грете было 10 лет, умерла ее мать. Потом разорился отец, и она переехала жить к своему дяде в Гаагу. В школе девочка отличалась необыкновенной одаренностью и способностью к наукам, но учебу бросила, так как хотела вырваться из-под семейной опеки и начать самостоятельную жизнь. Однажды в газете Маргарета обнаружила брачное объявление, в котором капитан голландской армии Рудольф Мак Леод искал себе спутницу жизни. В июле 1895 года они поженились и отправились к месту службы капитана на остров Яву в Индонезию, которая тогда была колонией Нидерландов. На тот момент ей было 18 лет, а мужу – 38.
Они переехали на остров Ява (голландская Ост-Индия, ныне Индонезия), и у них родилось двое детей: сын Норман-Джон (30 января 1897 — 27 июня 1899) и дочь Жанна-Луиза (Нон) (2 мая 1898 — 10 августа 1919). Брак был полным разочарованием для обоих, и в 1899 году они развелись, после чего Маргарета, не имевшая ни средств к существованию, ни образования, в поисках счастья отправилась в Париж. Потом она скажет: «Я выбрала Париж, наверно, потому, что всех жён, сбежавших от своих мужей, тянет именно в этот город».
«Око дня» в Париже

По прибытии в Париж для пополнения своих скудных ресурсов Маргарета принялась заводить себе любовников и позировать художникам. Если с первыми не возникло никаких проблем, то живописцы – в частности, известный импрессионист Гийоме – находили, что она слишком «плоская», и не желали запечатлевать ее на своих полотнах. Тогда Маргарета вспомнила, как ещё будучи замужней дамой в Ост-Индии видела восточные танцы и то, какой восторг у публики они вызывали. Она, не являясь профессиональной танцовщицей, поставила себе номер и в 1905 году впервые вышла перед публикой в салоне госпожи Киреевской.
Грета решила построить свою карьеру на модных в ту пору экзотике и эротике. Однажды ее выступление увидел мсье Гиме, промышленник и владелец музея искусства Востока, где он выставлял свою постоянно пополняемую коллекцию. Он предложил ей выступать в музее, но под другим именем. После долгого обсуждения Грета Мак Леод стала Матой Хари, что в переводе с малайского означало «око дня». 13 марта 1905 года Мата Хари танцевала обнаженной в музее искусств Востока. Ее выступление вызвало настоящий фурор, особенно среди мужской части публики.
Двойной агент
Сценические достижения Мата Хари успешно сочетала с карьерой куртизанки . По воспоминаниям современников, в этот период она состояла в связи с рядом высокопоставленных военных, политиков и других влиятельных лиц во многих странах, включая Францию и Германию. Когда началась Первая мировая война, Нидерланды оставались нейтральными, и, будучи голландской подданной, Маргарета Зелле могла ездить из Франции на родину и обратно. Страны были разделены линией фронта, и дорога Маты Хари пролегала через Испанию (где была активна немецкая резидентура) и Великобританию; её перемещения привлекли внимание союзной контрразведки.
По-видимому, Мата Хари стала немецкой шпионкой ещё задолго до войны, точные причины и обстоятельства её вербовки до сих пор неизвестны. В 1916 году у французской контрразведки появились первые указания на её причастность к работе на Германию. Узнав об этом, Мата Хари сама явилась во французские спецслужбы и предложила им свои услуги, случайно назвав, между прочим, имя одного из своих любовников, хорошо известного её собеседникам в качестве немецкого агента-вербовщика (фон Кале). В итоге французы отправили её в начале следующего года с незначительной миссией в Мадрид, и подозрения в шпионаже окончательно подтвердились: англичанами был перехвачен радиообмен немецкого агента в Мадриде с центром, в котором фигурировало кодовое имя агента Мата Хари (агент H-21).
Процесс и казнь
13 февраля 1917 года Мата Хари тотчас же по возвращении в Париж была арестована французской разведкой и обвинена в шпионаже в пользу противника в военное время. Судебный процесс, шедший в закрытом режиме, начался 24 июля 1917 года в обстановке острейшего национального и правительственного кризиса. Французская армия в сражениях не блистала. Напротив, в ней зрел бунт. Страну сотрясали забастовки, а министров обвиняли в измене. В таких условиях суд приобретал показательно-политический характер, когда участь жертвы была предрешена. Публике объявили: Мата Хари, передававшая секретную информацию противнику, несет тяжкую ответственность за неудачи доблестной армии. Военный судья капитан Бушардон называл танцовщицу «опаснейшим врагом Франции».
Все попытки обвиняемой рассказать о том, что она служила Франции, с негодованием отвергались. «Я невиновна, – заявила Мата Хари на суде. – В какие игры играет со мной французская контрразведка, которой я служила и инструкции которой я выполняла?».
В результате, судебный процесс был очень коротким, а приговор – суровым. Мата Хари была расстреляна 15 октября 1917 года на военном полигоне в Венсене. По свидетельству очевидцев, она отказалась от того, чтобы ей связали запястья, предпочла стоять у столба, не будучи привязанной к нему. От чёрной повязки на глаза тоже отказалась. Послав воздушный поцелуй двенадцати солдатам (своим палачам), неустрашимая Мата Хари крикнула: «Я готова, господа». По другой версии, перед смертью она произнесла: «Проститутка — да, но предательница — никогда».
Тело Маты Хари не было востребовано никем из её родственников, поэтому было передано в анатомический театр. Её голова была забальзамирована и сохранена в Музее анатомии в Париже. Однако в 2000 году архивариусы обнаружили, что голова исчезла. По словам сотрудников музея, пропажа могла произойти ещё в 1954 году, когда музей переезжал.
Сергей ИШКОВ
Слежу за вашими публикациями.Становится всё интереснее и интереснее.
Спасибо. Мы стараемся