В этом году ЗИЛ отмечает 100-летие со дня основания первого в России автомобильного завода. Праздник получился грустным – завод окончательно прекращает свое существование…
В 1916 году в рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности частное предприятие «Кузнецов, Рябушинские» заключило договор на создание завода грузовиков в Москве. Первый контракт на поставку полутора тысяч машин был заключен в конце февраля 1916 года. Благодаря первому директору, И. А. Лихачеву, небольшое предприятие превратилось в настоящего гиганта отрасли. Посетив производства в Германии и США, директор организовал первый в СССР производственный конвейер.
«Завод может похвастаться созданием первого советского бронированного легкового автомобиля – рассказывает Олег Николаевич Попков, испытатель этих изящных, красивых, и безопасных машин, – а также первого в истории России бескапотного грузовика (его технологии потом использовали при организации производства «КамАЗов»)».
Интересна история создания уникального поисково-спасательного вездехода «Синяя птица». Один из тех, кому эта машина спасла жизнь – 55-й советский космонавт, бортинженер космического корабля «Союз Т-9», орбитального комплекса «Салют-7» – «Космос-1443» и космического корабля «Союз ТМ-3», орбитального комплекса «Мир» – «Квант» – «Союз ТМ-2», лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза Александр Павлович Александров делится воспоминаниями: «ЗИЛ покорял не только земные, но и космические дороги! В 1983 году при посадке мы были лишены авиаподдержки, т.к. стоял густой туман. Спускаемый аппарат обнаружила и добралась к нему именно ПЭМ «Синяя птица». Она и людей спасла, 150 километров вывозя нас по непроходимым тропинкам к базе, и спускаемый аппарат. Часть души ЗИЛа – в космосе», – рассказал космонавт. Вездеход и поныне успешно эксплуатируется рядом служб. Покоритель космоса А. Александров отметил, что разработка и создание ПЭМ было бы невозможно без Сергея Самойленко – гениального инженера, который всю душу вложил в создание службы поиска и спасения космонавтов.
Героя поддерживает Наталья Станиславовна Вольская – дочь главного конструктора спецтехники ЗИЛа: «Я родилась вместе с «Синей птицей», буквально выросла в атмосфере завода, с детства слыша рассказы отца и его коллег о создании техники».
Сама Вольская – пожалуй, единственная женщина-профессор кафедры МВТУ им. Баумана, доктор наук, занимающаяся колесными машинами. 30 лет она сотрудничала с ЗИЛом, ведя активную исследовательскую, научную и преподавательскую деятельность.
Вот группа седовласых мужчин увлеченно рассматривает старый фотоальбом. В кожаном переплете хранится автомобильная история страны! Николай Васильевич Разинчев, Виктор Семенович Коленковский, Владимир Петрович Соловьев, Виктор Михаилович Фридман не просто показывают пожелтевшие фотографии, а с поразительной любовью рассказывают о вехах создания родного завода, истории страны, страницах своей юной, полной сил и энтузиазма жизни… Кстати, машины ЗИЛа принимали участие практически во всех автомобильных пробегах во времена СССР!
За все время работы предприятие не раз меняло свое название (в частности, какой-то период называлось «Заводом имени Сталина»), пережило национализацию, Гражданскую и Великую Отечественную войны и даже крайне сложный период в «лихие 90-е». В 1990-е годы завод начал приходить в упадок. Постепенно стало исчезать любое имеющее цену оборудование для производства запчастей. Ряд помещений был сдан в аренду под склады, офисы, дискотеки и клубы, а сборка машин велась вручную по углам некогда мощнейшего завода. Новые модели, разработанные в тот период времени, из-за низкого качества сборки интереса у потенциальных клиентов не вызвали, и в 2006 году предприятие было закрыто. Вместе с ним был закрыт и музей завода.
На выставке, организованной в торжественно-печальный день перед культурным центром «Южный», были представлены модели автомобилей, выпущенные на заводе: пожарные машины АМО-4 (выпускалась в 30-е годы) и грузовики ЗИС-33 и ЗИС-42, а также первый советский лимузин ЗИС-101; бронированные шедевры автозавода, выпускавшиеся для первых лиц государства — лимузины, кабриолеты и седаны ЗИЛ-117 и другие. Модель ЗИЛ-111В стала известна во всем мире, благодаря Юрию Гагарину, проехавшему на ней по улицам столицы на прием в Кремль.
Один из самых интересных экспонатов – легендарный грузовик ЗИЛ-130, надежда и опора советской экономики. Ветераны автопрома утверждают: такую машину можно было использовать на любой работе, а починить удавалось прямо в поле, это позволяла простая конструкция. «Здесь представлены машины из четырёх частных коллекций, многие из них ранее не демонстрировалась публике. А про ЗИС-5 могу сказать, что он даже никогда не реставрировался: сохранён и оригинальный мотор, и деревянный кузов. Ведь в военные годы, как известно, страна испытывала нехватку металла. Сразу после выставки трёхтонка поедет на реконструкцию», — рассказал коллекционер и историк завода Владимир Киреев.
В рамках торжеств в лектории Культурного центра ЗИЛ прошла конференция «100 лет работы на историю России», в работе которой приняли участие сотрудники Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института «НАМИ», гаража особого назначения, а также ветераны и рабочие АМО ЗИЛ. В рамках конференции прошло обсуждение ключевых достижений завода им. Лихачева и их значения в истории европейского автомобилестроения, были проведены дискуссии о современных тенденциях и проблемах индустрии, демонстрация фильмов и фотохроники, специально подготовленной к юбилею.
После конференции состоялась презентация результата коллективного труда работников АМО ЗИЛ – книги «Завод и люди», включающей свидетельства людей, причастных к его истории. Уникальные фотодокументы ушедшего времени, собранные под одной обложкой, являются памятником индустриальной эпохи. Подготовка и издание этого уникального трехтомника – многолетний титанический труд В. Г. Мазепы, талантливого главного конструктора завода, работавшего на ЗИЛе с 50-х годов прошлого века. Именно Владимир Григорьевич разработал и довел до массового производства автомобили «Юность» и «Бычок». Мазепа не представляет своей жизни без завода, увлеченно собирая интересные факты жизни АМО-ЗИЛ. Его титаническими усилиями и были подготовлены торжества к 100-летию родного для сотен тысяч людей завода.
Одним из авторов книги стал легендарный инженер-испытатель завода Юрий Николаевич Мрост, человек удивительной судьбы, необыкновенно чуткий, талантливый, добрый… Увы, два года назад Ю. Мрост ушел из жизни, на встречу «за двоих» пришла его супруга – Эльвира Червонная. Очаровательная дама отдала заводу 36 лет – работала врачом, заботясь о здоровье сотрудников. О себе говорить не хочет, но готова бесконечно рассказывать про своего замечательного мужа: «Он всю жизнь отдал ЗИЛу, был искренне влюблен в свое дело, в завод, в людей, помнил ползавода по имени! ЗИЛ- это было для нас не просто место работы, мы им жили, дышали, – украдкой вытирает слезы женщина – а теперь завод мертв…. А еще ужасно, горько и обидно, что и музей уничтожен! Здание заводоуправления для АМО Рябушинских в 1917 году проектировал знаменитый Жолтовский, а помогал ему тогда начинающий, а впоследствии знаменитый архитектор Мельников. Здание – одно из лучших образцов так называемого промышленного стиля в классической архитектуре, истинный шедевр Масштабность здесь интересно сочетается с принципами классической дворцовой симметрии. Всю жизнь здание было заводоуправлением – сначала АМО, потом ЗИЛа, потом АМО-ЗИЛа, там был рабочий кабинет легендарного директора И. А. Лихачева, чье имя и носил ЗИЛ, там и был создан музей истории ЗИЛ. Теперь там сделали музей хоккейной славы… Почему? Какое отношение это здание имеет к хоккею? Спорт это прекрасно, но неужели не нашлось во всем городе места для хоккея, надо было уничтожить отрезок истории страны?»
…ЗИЛ скончался в год своего столетнего юбилея. Старейший российский автомобильный завод прекратил свое существование. Сохранившийся цех по штамповке запчастей переезжает в технополис «Москва», а новые производственные мощности размещать на территории завода не планируется, их освобождают под застройку. По концепции развития «Полуострова ЗИЛ» – так назван проект, на этом месте планируется строительство жилых домов, объектов социальной инфраструктуры, спортивных сооружений, храмового комплекса, административных строений, а также предполагается создание парков и общественных пространств. Так неужели на всем этом огромном пространстве не найдется места для легенды страны и мира- музея завода АМО-ЗИЛ?
Елена Минашкина.
Фото автора.
“ЗИЛ скончался в год своего столетнего юбилея.”
Как скончались за последние 25 лет катастройки тысячи других предприятий, работавших при социализме. Например, тракторов в нонешней России производится в ДВАДЦАТЬ раз меньше, чем производилось в СССР!
Капитализм убил промышленность нашей страны. Как убил и ее культуру и независимость.