БЮДЖЕТ ОКАЗАЛСЯ ПОЛУЧШЕ, ЧЕМ ОЖИДАЛОСЬ

Госдума провела ежегодное театральное представление «Внесение бюджета в Думу». Анонсировалось заранее на полдень. На сорок минут позже обещанного из Белого дома правительства прибыл председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров. Четверка специально подобранных, как для Кремлевского полка, офицеров Фельдъегерской службы принесли на место брифингов тяжеленные сумки с бюджетом на 2017 год и плановый период 2018 -2019 гг.
10690 страниц, сообщил Андрей Макаров. Половина из них — материалы к бюджету. Через несколько минут они удалятся от нас. Все ли 10690 страниц поступили? В течение суток, 24 часа, комитет по бюджету проверит, соответствует ли внесенный бюджет Бюджетному кодексу, и предложит Совету Думы определить порядок рассмотрения законопроекта. Одновременно определить комитеты-исполнители. Каждая государственная программа будет рассмотрена профильным комитетом и комитетом по бюджету. Срок рассмотрения бюджета — 60 дней. Первое чтение на пленарном заседании Госдумы может состояться 18 ноября. Этому будет предшествовать экспертный совет с привлечением Общественной палаты. Все заседания комитета по бюджету будут транслироваться в интернет. Каждый может следить и проверить, как принимаются решения и на что тратятся деньги. Одновременно с бюджетом предстоит принять семнадцать законопроектов. Они будут рассматриваться профильными комитетами.
Макаров предложил отпустить наших коллег, чтобы они не держали эти сумки, и работа началась.
Итак, прогноз социально-экономического развития. По стоимость нефти правительство предлагает исходить из цифры сорок долларов за бочку, прогноз максимально консервативный. 67,5 курс доллара, в 18-м году 71,1. Как видим, запланировано очень слабое ослабление рубля. Правительство полагает, что инфляция на все три года не превысит 4%. ВВП запланирован 86,8 трлн руб., рост почти на четыре трлн и в дальнейшем ускоренный рост до 99 трлн в 18-м году.
По данным Росстата, с третьего квартала спад экономики остановился и начался восстановительный рост. Правительство полагает, что прошедший спад сразу не компенсируется. В 2018 году ожидается рост 2,8%. Для чистоты отношений: мировая экономика даст рост 3,5%. Доходы в 2017 году правительство предлагает установить 13,4876 трлн руб., в 2018-м – 14,844. Расходы 16,240 в 17-м году. В дальнейшем планируется сокращение дефицита. Дефицит 2,753 трлн, источники покрытия 1,152 трлн Резервный фонд и 668,2 млрд из Фонда национального благосостояния. Резервный фонд в 17-м году будет израсходован полностью. ФНБ сократится к 19-му году до трех триллионов руб.
Общегосударственные расходы увеличиваются на 9,7%. Национальная оборона будет профинансирована на 72,9% по отношению к 2016 году. Существенное снижение за счет снятия задолженности по кредитам. На национальную безопасность и правоохранительную деятельность запланировано 1,943 трлн руб. Почти не меняется. Финансирование ЖКХ увеличено на 5,4%, образование на 2%, культура и кинематография на 4,4%.
Здравоохранение будет профинансировано в 2017 году из федерального бюджета на 81,2% по отношению к 2016 году. Во избежание спекуляций Макаров подчеркнул, что снижение происходит за счет изменения финансирования высокотехнологичной медпомощи, которое будет осуществляться из ФОМС. Ни о каком сокращении медицины речь не идет. Соцполитика больше на 10%. Физкультура и спорт почти на 35%.
Макаров дал торжественное бюджетное обещание. Естественно, каждая цифра будет проверена. Задачи, которые ставит президент: мы должны обеспечить устойчивый рост экономики.
Далее прошел хоровод четырех брифингов от фракций. Твердой устойчивой позиции не сформировал никто, даже единороссы. У всех какие-то условности в сослагательном наклонении.
Коммунист Валентин Шурчанов начал с оценки бюджета, хроническое для КПРФ после утраты блокирующего большинства голосов: бюджет антисоциальный. До этого был хуже, но лучше на словах. Этот бюджет не решает задач, поставленных президентом. Мы предлагали прогрессивную шкалу налогообложения. У нас низкая эффективность федеральной адресной инвестиционной программы.
Коммунисты считают, что надо менять подходы бюджетной политики. Единороссы в этом направлении считают лучше коммунистов. Но не говорят, а, стиснув зубы, пытаются вырвать из исполнительной власти гарантии ответственной и точной работы, чтобы завершить перевод бюджетирования на программный принцип. Это будет трудно ввиду того, что кабинет министров сидит на чемоданах в напряженном ожидании.
Эсеры унаследовали миссию «Яблока» с неформальным внесением альтернативного бюджета и неукоснительно ее исполняют. Александр Бурков обещал вносить свой альтернативный бюджет, если правительственный не будет социально ориентированным. Нельзя латать дыры за счет граждан.
Единоросс Андрей Исаев начал с надежды на то, что обсуждение бюджета пройдет без лишнего популизма. Бюджет жесткий, нефть сорок. Сохраним мораторий на прямые налоги для бизнеса. Надо помочь в первую очередь регионам, которые в трудном положении. Перераспределить алкогольные акцизы в пользу регионов. Предстоит принять очень важные социальные решения. С 17-го года восстанавливаем полноценную индексацию пенсий. И не по целевой инфляции, а по полной. Сохраним нулевую ставку НДС для электричек. 15 ноября единороссы проведут заседание фракции с участием премьера, председателя партии Дмитрия Медведева для обсуждения бюджета.
Обещанное единороссами обсуждение экспертного совета и заседание фракции с премьером и ключевыми министрами означает то самое, за что на словах ратуют коммунисты – попытку изменить формат бюджетирования.
Жириновский пригрозил не поддерживать бюджет, если не примут поправки ЛДПР. Это главный закон, который мы принимаем на три года. В некоторых странах на семь лет. Придется сокращать некоторые расходы. Отрадно, что доходы от нефти снижаются меньше 50%.
Далее бюджетная специфика вождю прискучила, и его понесло по дорогам, без хороших дорог трудно. Жилье, по комнате на человека. Восстановим жилищные кооперативы, как в советское время. В здравоохранении чтоб было меньше платных услуг. Поднимают акцизы на алкоголь, это хорошо, пить будут меньше.
С этим трудно согласиться. Единороссы под предводительством Макарова и с помощью разумного ядра в Минфине ищут дыры в бюджете, которые можно заткнуть для пополнения законных доходов. Работа филигранная и не терпящая лишних ушей, не говоря уже о глазах. Корреспонденту «МП» не удалось получить ответ, какие акцизы администрируются помимо налоговой службы. Алкогольный акциз в прошлом точно шел через Федеральную службу Росалкогольрегулирование с раздельным декларированием розницы акцизной и неподакцизной водки. Теневой оборот возрос, как и было задумано. В прошлом году Совет Федерации с авторитетом Валентины Матвиенко во главе принялся наводить порядок в ФС РАР. Сборы алкогольного акциза скакнули вверх.
Табачный акциз во времена СПС был поставлен под контроль транснациональных корпораций. Была принята схема соотношения адвалорной и специфической ставок, выгодная British-American Tobacco. Много событий с тех пор произошло, в итоге – чрезвычайно низкое качество табака, выпускаемого по франшизе, с перспективой роста цен. Франшиза международных монополий дорого стоит и никак не контролирует качество. В финансовом плане ситуация с акцизом на ГСМ еще более запутанная. Тем более, что его рост не сопровождался обещанной отменой транспортного налога.
К 2016 году сложились две заметные бюджетные установки. С одной стороны – сокращать расходы любыми способами: подавлять платежеспособный спрос задержками выплат, снижением индексаций через искусственно заниженные показатели инфляции и т. д. и т. п. Вплоть до тупого и неоправданного секвестра. Вторая по степени доминирования негативная задача состоит в снижении расходов на оборону. Добиться сокращения растущего финансирования гособоронзаказа не удалось. Изобрели хитрую схему через коммерческие банки. В результате получили то же, что с сельским хозяйством: деньги есть, по факту нет.
С другой стороны, просматривается позитивная установка. Прежде всего это перевод бюджета на программное финансирование по целевым показателям. Саботируется всеми возможными способами. Придумали такие целевые показатели, что одиозная оценка вузов отдыхает. Меньше обсуждается твердый курс Минфина на казначейское исполнение бюджета. Для гособоронзаказа оно не получилось.
Туго идет импортозамещение. Тут гигантский резерв социально-экономического развития и кратное сокращение расходов на товары и продукцию. Западный импорт обходится дорого. Восточный – не дешевле, имея в виду качество.
Невозможно охватить разумом обычного человека сложившиеся за четверть века бюджетные джунгли России. Сейчас конкретно будет борьба за то, чтоб поправки Налогового кодекса не ухудшили ситуацию. Макаров уже объяснил своему экспертному совету, что нельзя решать одну проблему за счет всех прочих. Такова схема, интересы бизнеса противопоставлены интересам регионов. Когда продвигали «консолидированную группу налогоплательщиков», намеренно забыли о трансфертном ценообразовании. И никто не ожидал, что получится налоговая дыра в пользу крупных компаний, от которой больше всех пострадала Москва. Очевидно, в бюджете-2017 эту и ряд других проблем решить не удастся.
Что надо делать, известно. В перспективе нужны кардинальные перемены, которые отвяжут бюджет и вообще управление страны от волюнтаристских левых решений. Уберут неналоговые сборы фискального типа. Снизят непроизводительные трудозатраты или хотя бы учтут их в ВВП, где и без того много непроизводительного. Нужна национальная стандартизация и налоговая система в пользу обрабатывающего производства с интеллектуальными разработками.
«Жить в эту пору прекрасную…»?

Лев МОСКОВКИН.

Дума
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x