ШАГ К СИСТЕМНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ

Дума срубила три головы финансового Змея Горыныча в одну корзину

Андрей Макаров добивается представления основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики единым документом.

Госдума в итоге единодушной дискуссии одобрила законопроект первого чтения о разработке и представлении основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации единым документом.

Одновременно одобрен законопроект первого чтения о парламентском контроле по основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации, чтобы документ представлялся в Думу не правительством, а раньше, одновременно с внесением в правительство.

Законопроекты пришли в портфель Думы 24 января под названиями «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» и «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О парламентском контроле».

Если законы будут приняты, Минфин получит обязанность разрабатывать и представлять в правительство основные направления таможенно-тарифной политики РФ (помимо основных направлений бюджетной и налоговой политики). Сейчас данный документ разрабатывает Минэкономразвития России. При этом основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики РФ будут разрабатываться как единый документ. Сейчас это отдельные документы.

Предусматривается обязательное представление в законодательный (представительный) орган одновременно с проектом закона (решения) о бюджете также основных направлений бюджетной и налоговой политики субъектов РФ, основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципальных образований.

Предлагается установить, что в рамках предварительного парламентского контроля осуществляется обсуждение основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики РФ как единого документа, представляемого Минфином в Государственную Думу для рассмотрения комитетом по бюджету и налогам одновременно с его внесением на рассмотрение в правительство.

Чтобы провести законопроект, председатель комитета по бюджету Андрей Макаров заручился согласием минфина Антона Силуанова. Договаривался не шепотом в укромном месте, а на открытой площадке Гайдаровского форума 14 января. Под пристальным вниманием журналистов и телекамер Силуанов вынужден был согласиться. Новый минэкономразвития Максим Орешкин не спорил с редукцией полномочий. Макаров играет опасно на грани фола, но поддержка у него есть.

Идея законопроектов оказалась настолько проста и понятна, что его дружно поддержала вся палата. Единодушие депутаты демонстрируют не впервые, раньше оно проявлялось по внешнеполитическим вопросам и, как правило, было следствием договоренностей, чтобы кто-то с чужого голоса не спел. Таких по разным темам во всех созывах хватало. А что касается этой самой трехголовой, как Змей Горыныч, политики, тут и самому Макарову приходилось поперек воли палаты наступать на горло собственной песне.

Такова была непонятная за пределами Охотного ряда законодательная политика. Депутаты из числа наиболее виртуозных парламентаристов нахрапом брали на себя неизбежное зло, чтобы по возможности проконтролировать и по ходу пьесы сколько-нибудь ядовитых зубчиков повышибать.

И вот наступил новый жанр, с которого стоило бы начать. Во всяком случае первый шаг сделан.

Олег Смолин заявил, что законопроекты никаких сомнений не вызывают, как шаг к системности государственного управления экономикой. Мы помним, в этом зале глава Банка России Эльвира Набиуллина говорила, что БР занимается главным образом таргетированием инфляции, Минфин – бюджетом, Минэконом – стратегией. Немножко получается как у известного героя Райкина, которому несколько докторов вставляли зубы, но за дикцию никто не отвечал.

Вопрос Смолина: считает ли Макаров возможным в перспективе сделать следующий шаг и в обязанности и Центробанку, и Минфину, и Минэкономразвития вменить еще ответственность за экономический рост и благосостояние граждан?

Макаров ответил непривычно для себя терпеливо. Вопрос носит более теоретический характер, чем практический, и уж точно не имеет отношения к данному закону. Но если интересует личное мнение Макарова, каждая страна выстраивает систему ответственности – Центрального банка РФ, или ФРС США, или Европейского центробанка – по традиции, культуре и основам развития экономики, не пытаясь копировать. Если посмотреть развитие экономики, ответственность Европейского центрального банка, она есть. А для США на первом месте вопросы занятости. Мы говорим о необходимости координации действий правительства и денежно-кредитной политики ЦБ. Но денежно-кредитная политика ЦБ не должна никому подчиняться, она должна оставаться независимой, это абсолютно необходимый механизм, чтобы мы в угоду сиюминутным интересам не приносили в жертву интересы долгосрочного развития.

Любые вопросы, которые касаются этого взаимодействия, как кажется Макарову, можно рассматривать, и то решение, которое мы с вами приняли, что проект бюджета и Основные направления денежно-кредитной политики рассматриваются одновременно, когда парламент может рассмотреть и тот и другой документ одновременно и оценить все за и против.

До последнего 2016 года прогнозы Центрального банка и Министерства экономического развития очень серьезно расходились. И мы всегда здесь подтверждали, что прогнозы ЦБ по социально-экономическому развитию были более точными, чем Минэка. Макаров думает, что это объясняется тем, что прогноз подгонялся под расходы, которые в бюджете необходимо делать. Поэтому нам очень важно иметь самостоятельный источник, который даст нам свое видение. Как говорят классики марксизма-ленинизма: критерием истинности знаний является практика. И вот уже в 2016 году мы увидели, что прогноз социально-экономического развития по основным своим параметрам ЦБ и Минэка в значительной степени совпадал.

«Действительно, очень серьезные и нужные изменения в Бюджетный кодекс», – согласился коммунист Сергей Решульский. Позиция Думы уже определяется положительно. Надо поддерживать и дальше работать. А вот позиция второй стороны, правительства? Концептуально эти законы не требуют заключения правительства. Но все-таки поясните, каково отношение правительства? Или, может быть, представитель правительства Александр Юрьевич Синенко нам скажет, правительство-то поддерживает эту инициативу?

Макарову как бы все равно. Может быть, представитель правительства первый?

«Могу-то я могу. Только не хотелось бы», – признался мудрый Синенко.

Макаров: «Ну, что же. На самом деле для ответа на вопрос надо выбрать того, кого не очень жалко. Я так понимаю, Александр Юрьевич не может, я могу. Итак, я начну на самом деле со статьи 217 Регламента Государственной Думы. Первое. Законопроект не требует заключения правительства. На отзыв правительства данные законопроекты были отправлены. При этом были установлены в соответствии с Регламентом, установлены сроки. Вы знаете, я сейчас процитирую часть вторую этой статьи: законопроекты, за исключением законопроектов, перечисленных в статье 104-й часть третья Конституции Российской Федерации, могут быть рассмотрены и Государственной Думой без отзыва на них Правительства Российской Федерации, если отзывы, предложения, замечания не были представлены в установленный Советом Государственной Думы срок. В установленный срок эти отзывы не были представлены. Но я бы хотел сразу сказать, не надо думать, что вот это мы – революционеры, сейчас что-то ломаем. Была очень серьезная работа с правительством, с Министерством финансов, с Министерством экономического развития. Правительство поддерживает принятие данного закона, насколько я знаю, готовится положительный отзыв по этому поводу. Проект такого отзыва есть. Александр Юрьевич, если захочет, сейчас опровергнет мои слова. Но, естественно, возникают вопросы, о которых, строго говоря, я уже заранее сказал, это вопросы, связанные в таможенно-тарифной политике, которые относятся не к доходам бюджета, а к концепции внешнеэкономической деятельности, и тут я заранее готов согласиться… готов согласиться с теми доводами, которые высказывает Министерство экономического развития, что это самостоятельные вопросы. Другое дело, как я уже сказал, эти вопросы не должны оставаться вне контроля парламента. И, насколько я понимаю, у нас есть полное понимание того, что в рамках второго чтения эти вопросы могут быть полностью решены. Тем более, я думаю, что сейчас представитель правительства и полномочный представитель президента об этом договариваются по телефону».

Принятые сегодня решения – далеко не первые уступки финансово-экономического блока, которые удалось вырвать Думе. Несколько лет шла борьба за то, чтобы все финансово-налоговые документы, отчет по исполнению предыдущего бюджета, основные направления и прогнозы на будущее, налоговые поправки, все это рассматривалось до бюджета. Вокруг программ бюджета развернулась настоящая война, чтобы просто объяснить: это надо делать и все равно придется – составлять и выполнять государственные программы.

Макаров напомнил, что все эти документы вносятся в Государственную Думу правительством. В предварительном порядке мы получали два документа, бюджетную политику и налоговую политику, как проект от Министерства финансов. Основные направления таможенно-тарифной политики – от Министерства экономического развития. И очевидно совершенно, что эти органы как разрабатывали их, так и будут разрабатывать. Ну, не существует отдельно бюджетной политики Минфина и отдельно бюджетной политики Министерства экономического развития. Это позиция правительства. Для нас важно посмотреть максимально рано, на самом раннем этапе, каким образом соотносятся предполагаемые доходы бюджета с расходами, чтобы потом не возникало ситуации, как была в прошлом году, в позапрошлом году, когда при подходе к бюджету вдруг еженедельно начинают меняться прогнозы социально-экономического развития. Вроде ничего не поменялось, а прогноз меняется. Это означает, что где-то там в каких-то кабинетах не договорились о доходах, о расходах, и нужно обеспечить. И в результате доходов-то нет, а расходы пытаются создать дутыми цифрами социально-экономического прогноза.

«Для нас очень важно, чтобы все эти документы как позиция правительства были представлены парламенту как можно раньше, и мы могли начать выполнять свои функции», – подчеркнул Макаров.

Валентин Шурчанов назвал законопроект исключительно актуальным. Депутату хотелось бы больше внимания и к внебюджетным фондам.

Вопрос депутата Шурчанова происходил из того, что газета «Ведомости» определяет вектор правительства – вывод доходов граждан из тени. Просьба разобраться: Минэкономразвития и Минфин согласились с повышением НДС и снижением страховых взносов, осталось убедить правительство, бизнес и президента. О парламенте вообще никакой речи нет.

«Наверное, кто-то еще не заметил, а кто-то не хочет замечать, что парламент Российской Федерации состоялся», – Андрей Макаров был явно счастлив той поддержкой, которую получил в Думе. Он благодарен всем коллегам, кто принял участие в обсуждении, но Валентину Шурчанову отдельное спасибо. Комитет по финансовому рынку приходит и уходит, а комитет по бюджету и налогам остается.

«Вот вы сослались на одну из газет, газета, которая постоянно искажает те решения, которые мы с вами принимаем. Конечно, я мог бы сослаться на другого представителя фракции КПРФ в Государственной Думе, в гениальном фильме которого прозвучали слова: «Никогда не читайте перед обедом…» (а дальше, да, вот тут подсказывает Игорь Владимирович) желтую прессу. Кстати, желтая газета, она по цвету, к сожалению, в последнее время она становится и по содержанию та, на которую вы ссылаетесь. Коллеги, а стоит ли нам на них обращать внимание? Вот мы с вами сегодня занимаемся самой серьезной работой – роль парламента в определении экономической политики страны. И вот эти законопроекты, они для этого. Они дают возможность нам с вами доносить волю наших избирателей до правительства. Они позволяют нам при принятии экономических решений действительно проводить волю тех, кто послал нас сюда, в парламент», – констатировал Макаров.

Макаров еще раз обратил внимание на то, что законы нужны в самое короткое время. Поэтому сокращенный срок времени на представление поправок. Макаров надеется, что в кратчайшие сроки данные законопроекты обретут силу закона и станут правилом во взаимоотношении исполнительной власти, как на федеральном, так и на региональном уровне. комитет по бюджету приглашает всех принять участие в этой работе. Еще раз огромное спасибо за поддержку.

Макаров упомянул реплику профессора Преображенского в фильме Владимира Бортко «Собачье сердце». В роли зампреда думского комитета по культуре Бортко много лет боролся за экранный прокат отечественного кино. То, что происходит в этом году усилиями минкульта Владимира Мединского, во многом подготовил Бортко. При поддержке Станислава Говорухина, разумеется. Куда ж ему из подводной лодки. Мы все тут в одной лодке.

Лев МОСКОВКИН

 

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x