ВОЗВРАЩЕНИЕ «БУРЕВЕСТНИКА»

Наверное, именно с этой «гордой птички» для большинства советских людей еще со школьной скамьи ассоциировалось творчество и сама личность классика советской литературы Максима Горького.

Кстати, о птичках…

Помните: «Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный»? Правда, чуть позже уже другой классик «антисоветской» литературы Дон-Аминадо, находясь в эмиграции, с горечью напишет: «Россию погубили птицы – Буревестники, Чайки, Соколы и Гамаюны…» (кн. «Поезд на третьем пути»). Ну, если о роковой роли «пернатых» в русской истории можно поспорить, то значение самого «Буревестника-Горького» для русской культуры и истории огромно и неоспоримо, и приобретает особый резонанс в преддверии 150-летия со дня его рождения, которое будет отмечаться в 2018 году. Опять же, наверное, одним из главных событий в рамках подготовки к юбилею станет долгожданное возвращение знаменитого семиметрового памятника Горькому скульптора Ивана Шадра на площадь Тверской заставы. Это событие должно произойти уже в этом году, как пообещал на днях заместитель мэра Москвы Петр Бирюков: «Основным акцентом благоустройства площади Тверской заставы станет возвращение памятника Горькому на историческое место».

По его словам, монумент установят во время благоустройства площади по программе «Моя улица». Памятник писателю отреставрируют и оборудуют архитектурно-художественной подсветкой, прилегающую территорию благоустроят: отремонтируют тротуары, проведут озеленение и организуют парковочное пространство.

Напомним: памятник Горькому был демонтирован 16 декабря 2005 года, так как он мешал запланированной грандиозной реконструкции площади. Бронзового классика переселили в парк искусств «Музеон» на Крымском валу, где он и находится по сей день. Прежнее место Горького отводилось под сооружение развязки, многоярусной автостоянки, торгово-развлекательного комплекса, нескольких элитных жилых домов и одного пятизвёздочного отеля. Однако пришли иные времена и иные руководители, планы которых изменились. В 2015 году мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что власти отказались от планов строительства развязки возле Белорусского вокзала, предполагавшей возведение крупной эстакады.

Увековечили встречу

Установка этого памятника в 1951 году была связана с очень важным событием в жизни Горького и всей страны: 28 мая 1928 года тысячи москвичей заполнили площадь Белорусского вокзала, чтобы встретить писателя, который впервые приехал на Родину после семилетнего пребывания за рубежом. А зазывали его долго – с 1925 года. Сначала хотели, чтобы он приехал на празднование 10-летия революции в 1927 году. Но он сослался на болезнь. В марте 1928 года в Италии Горький отметил свой 60-летний юбилей, а 28 мая приехал в Москву. По воспоминаниям современников, на площади перед Белорусским вокзалом Горького ждала многотысячная толпа, часть пути до дома (остановился он в квартире жены Екатерины Пешковой) писателя несли на руках.

В 1928 году советское правительство создало комиссию по празднованию 35-летия его писательской деятельности и 60-летия со дня рождения. Горькому предстояло оценить успехи строительства социализма. Писатель совершил пятинедельную поездку по стране. С середины июля 1928 года Горький посетил Курск, Харьков, Крым, Ростов-на-Дону, Баку, Тбилиси, Ереван, Владикавказ, Царицын, Самару, Казань, Нижний Новгород, а 10 августа вернулся в Москву. Во время поездки Горькому показывали достижения СССР, впечатления от которых он изложил в цикле очерков «По Советскому Союзу».

Справка:

Горький покинул Советскую Россию в 1921 году: официальной причиной отъезда было возобновление его болезни и необходимость, по настоянию Ленина, лечиться за границей. По другой версии, Горький был вынужден уехать из-за обострения идеологических разногласий с советской властью. В 1921—1923 гг. жил в Гельсингфорсе (Хельсинки), Берлине, Праге. Сразу в Италию Горького не отпустили как «политически неблагонадёжного». С 1924 года он жил в Италии, в Сорренто, на вилле «Il Sorito» и в санаториях. Содержание Горького и сопровождавших его лиц в Италии составляло примерно 1 тыс. долларов в месяц. В соответствии с договором, подписанным Горьким в 1922 году с Торгпредством СССР в Германии и рассчитанным на срок до 1927 года, писатель терял право как самостоятельно, так и через других лиц издавать свои сочинения на русском языке — как в России, так и за границей. Единственные оговоренные каналы издания — Госиздат и Торгпредство. Горькому выплачивался ежемесячный гонорар за издание его собрания сочинений и иных книг 100 тыс. германских марок, 320 долларов.

Памятник с непростой судьбой

Проект памятника Максиму Горькому был создан скульптором Иваном Шадром в 1939 году, а завершен и установлен на площади Белорусского вокзала в 1951 году скульптором Верой Мухиной.

Как рассказала в одном из интервью заведующая отделом скульптуры ХХ века Третьяковской галереи Людмила Марц, модель памятника было изготовлена скульптором Иваном Шадром для конкурса (по итогам конкурса она была признана лучшей). 3 апреля 1941 года Иван Шадр умирает, и Вера Мухина, которая на протяжении многих лет была его другом, над могилой скульптора поклялась изготовить и установить этот памятник. Но в июне началась война, и лишь 1946 году Вера Мухина вместе с двумя помощницами Ниной Зеленской и Зинаидой Ивановой приступила к работе над гипсовой моделью. Эта работа велась в течение 2-х лет и после того, как памятник был принят комиссией, его отлили в бронзе.

«По настоянию скульптора его выставили в парке культуры Горького с тем, чтобы народ видел этот памятник. И вот тут Храпченко снимают с должности, назначается новая комиссия, новый председатель комитета. В эту комиссию входят, насколько я вычитала, Ворошилов и Каганович. И комиссия камня на камне не оставляет от этого бронзового монумента, прежде всего, совершенно не устраивала трактовка образа — «гипертрофированность внешних черт лица, ненужная их заостренность, проповеднический характер», как говорилось в постановлении», — уточнила Людмила Марц.

От Мухиной потребовали придать образу Горького «теплочеловеческий характер». И опять началась изнурительная работа над семиметровой гипсовой моделью. Готовую модель в этот раз просто затонировали под бронзу и выставили на всеобщее обозрение на ВДНХ. После того, как фигура была одобрена всеми комиссиями, ее опять отлили в бронзе, и 10 июня 1951 года памятник был открыт на площади у Белорусского вокзала.

А в 1952 году весь коллектив авторов, работавших над ним, – скульпторы Иван Шадр (посмертно), Вера Мухина, Нина Зеленская и Зинаида Иванова – были удостоены за эту работу Сталинской премии первой степени.

Сергей ИШКОВ

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
trackback
4 лет назад

[…] Читайте подробнее «Возвращение «Буревестника» http://mospravda.ru/2017/04/03/32358/ […]

Светлана Первова
Светлана Первова
5 лет назад

Памятники таким людям как Горький не должны сгинуть по чьей-то зловредной воле.Как народ шёл на поклон к Льву Толстому, так и Горький был для него нравственным ориентиром.Писатель видел проблемы в своём отечестве, но искренне любил Родину и свой народ.

2
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x