ПЛОЩАДЬ ЛЕСНЫХ УЧАСТКОВ ОКАЗАЛАСЬ БОЛЬШЕ ПЛОЩАДИ ЛЕСНОГО ФОНДА – ПАРАДОКС?

Госдума на пленарном заседании в среду одобрила законопроект первого чтения о лесной амнистии.
Законопроект «О внесении изменений в законодательные акты РФ в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров» внесло правительство, готовил его Минэк.
Президент поручил устранить взаимоисключающие сведения в государственном лесном реестре и Едином государственном реестре недвижимости.
Законопроектом формально устанавливается приоритет сведений, содержащихся в ЕГРН, по сравнению со сведениями других государственных реестров.
При подготовке законопроекта к первому чтению в Госдуме решили, что он несет риски, и подготовили постановление с обязательствами комитету ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям совместно с правительством уточнить положения указанного законопроекта, предусмотрев, что вне зависимости от времени возникновения пересечения с другими категориями  земельный участок подлежит отнесению в зависимости от пересечения соответственно к землям и территориям особо охраняемых природных территорий, водного фонда объектов культурного наследия народов РФ (памятников истории и культуры) и к землям лесного фонда, при пересечении с землями запаса.
Предлагается предусмотреть дифференцированный подход к применению механизмов устранения противоречий между ЕГРН и государственным лесным реестром в зависимости от времени возникновения соответствующего пересечения границ и с учетом законодательства, действовавшего на момент возникновения такого пересечения, социальных последствий изъятия соответствующих участков у их владельцев и экологической значимости таких земельных участков.
Также предлагается предусмотреть механизмы сохранения лесных насаждений при включении в границы населенных пунктов земельных участков из земель лесного фонда и  защиты лесопарковых зеленых поясов.
От правительства представила законопроект Госдуме замминэка, руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Виктория Абрамченко. Она сообщила, что необходимость подготовки такого законопроекта назрела давно. Площадь лесного фонда огромная, это 1,1 миллиарда гектаров. В законодательных актах 2001 года применили принцип упрощенного порядка учета лесных участков для различных целей, в том числе и для целей гражданского оборота недвижимости. В кадастр можно было вносить сведения о лесных участках без определения их точных границ. Это привело к огромному количеству пересечений лесных участков как между собой, так и с другими земельными участками. Общее количество пересечений более чем полтора миллиона. Накоплено большое количество дублей лесных участков. В целом по стране площадь лесных участков по данным ЕГРН больше площади лесного фонда почти на 200 миллионов гектаров. В 12 субъектах РФ площадь одних только лесных участков больше площади всего субъекта.
Одна и та же территория не может быть отнесена одновременно к землям разных категорий. Это порождает и споры о праве, и невозможность определить дальнейшее использование земель, подготовить генеральные планы и схему территориального планирования. Возникают противоречия при расчете платы за землю, недополучение платежей соответствующими бюджетами. Создаются препятствия для строительства новых промышленных, административных и жилых зданий, так как их размещение должно быть основано на документах территориального планирования, которые не согласовываются органом в области лесного хозяйства в случаях пересечения границ и наложения участков. Не защищены права граждан, проживающих в лесных поселках и военных городках на землях лесного фонда. Пересечение границ в ЕГРН не позволяет ни РФ, ни гражданину — собственнику участка совершать сделки.
По словам Абрамченко, исправление ошибок при учете лесных участков по действующим правилам возможно только на основании судебного решения. Учитывая масштабы проблемы, накопленные ошибки возможно устранить только путем принятия специального закона.
Учитывая важность проблемы, Госдума представила позиции не одного комитета, а трех – ответственного и соисполнителей.
У нас будет три содоклада, от профильного комитета и от комитетов соисполнителей.
Председатель комитета по природным ресурсам Николай Николаев пояснил, что у нас сейчас по данным реестра практически в полтора раза страна больше, чем она есть на самом деле. Города и поселки не могут утвердить градостроительные планы. Только в одной Иркутской области 29 тысяч исков подготовлено против людей, которые абсолютно законно приобрели или получили в наследство свои дома и свои садовые участки, уже почти тысяча решений суда, они уже подлежат исполнению. Вот против этого направлен законопроект. Упрощенным механизмом могут воспользоваться, а может быть, уже воспользовались, и через коррупционные мошеннические схемы получили лесные участки бесплатно, незаконно и перевели их в какие-то иные категории. Реальный случай: три участка на садовом товариществе вдруг в один прекрасный момент стали лесным фондом, все остальные живут спокойно. Эти три должны освободить свою территорию и снести свои дома.
Есть и легализация незаконного и недобросовестного приобретения. У нас появились в лесах заборы, у нас появились огороженные участки, которые ожидают того, что вот сейчас все будет хорошо. За год, который обсуждается так называемая «лесная амнистия», люди готовятся к тому, чтобы все это амнистировать. На берегу Байкала на землях водного фонда строятся коттеджные поселки.
Есть большой раздел, посвященный лесным городкам и военным городкам. На сегодняшний день они в принципе не могут развиваться, но мы знаем и другие случаи, когда вместо этих городков мы видим гольф-клубы. Николаев предлагает механизм исключительно персональных решений через комиссии.
Председатель комитета по экологии и охране окружающей среды Ольга Тимофеева считает, что законопроект крайне резонансный и требует очень серьезной доработки. Люди ждут взвешенных и прозрачных решений. Но, увидев сырой документ, в котором много рисков и много противоречий, мы посчитали неправильным перекладывать эти риски на нас, как российский парламент. Точки отсечения в законопроекте нет вообще. Нет даты, до которой, как мы предполагаем, граждане легально получили свои участки на законном основании. Без нее любые нарушения сегодня могут быть амнистированы независимо от размера шесть соток или пресловутые гольф-поля.
Второе. В законопроекте предложен приоритет реестра недвижимости над лесным реестром. В заключении ФСБ указано, что это положение может быть использовано недобросовестными лицами для легализации лесных участков, полученных в собственность по подложным документам или иным противоправным способом. Способов много.
В законопроекте, который предложен Думе, нет максимального размера. Не определяется площадь допустимого для амнистии пересечения, наложения площадей, сколько это: 2 метра или 150 гектаров? В предложенной редакции нет гарантии, что бесконечных судов граждан с органами государственной власти станет меньше.
Под угрозой застройки окажется создание «зеленых поясов» вокруг крупных городов-мегаполисов. В особо охраняемых природных территориях вообще нельзя выделять никакие земельные участки и передавать, но на них тоже существуют и населенные пункты, и дачные товарищества. В предложенном правительственном законопроекте это не учтено вообще.
Почему в законе появилась норма об автоматическом присоединении к населенным пунктам лесных территорий? Самым главным назвала Тимофеева то, что мы должны понимать, закон повлечет за собой сокращение площади лесов. Слова «компенсация», ни как высадка, ни как выделение финансов, в законе нет вообще.
Абрамченко понятен объем доработки законопроекта ко второму чтению. И действительно, направления по доработке зафиксированы в постановлении Государственной Думы. Предложен механизм при образовании нового участка из земель неразграниченных либо земель публичной собственности, где непонятно, действительно граничит участок или не граничит с землями лесного фонда. Предложено в каждом таком случае схему расположения участка согласовывать с органом управления лесным хозяйством и точечно границы будут появляться.
Депутат Юрий Афонин подчеркнул, что законопроект не соответствует поручению президента и обладает огромным конфликтным потенциалом. Он может породить по всей стране десятки, а то и сотни гражданских конфликтов, подобных противостоянию по поводу Химкинского леса. Вызывает недоумение, что авторы законопроекта берутся решать проблему, масштабы которой государство до сих пор полностью себе не представляет, какова площадь участков, для которых существует проблема несоответствия данных. По экспертным оценкам, от 2 до 8 миллионов гектаров, фактически четырехкратный разброс в оценках. Такое расхождение не удивляет, ведь на кадастровый учет поставлена только одна четвертая часть лесных земель страны. Даже приблизительно не зная, сколько именно земель потеряет лесной фонд, авторы законопроекта хотят огульно легализовать все эти потери. Разработке закона должно предшествовать проведение большого объема кадастровых работ в отношении земель лесного фонда. Только после этого мы получим адекватное представление о масштабах проблемы и путях ее решения.
В речи Анатолия Грешневикова отмечена закономерность Года экологии: сначала звучат речи в защиту природы, а затем идет масштабное ее разграбление. Именно с этой трибуны разработчики Лесного кодекса заверяли общество, что их реформа приумножит лесные богатства. В результате лесная охрана из 140 тысяч сотрудников уничтожена, министерство закрыто, управление лесами передали в регионы. Хозяином в лесу стал не лесник, а арендатор. Не пожалели даже Институт леса, объединив его с Бауманским вузом.
Лес в России стал не национальным достоянием, а национальным бедствием. Ущерб от незаконных рубок ежегодно составляет около 40 миллиардов рублей. В этом году лесных пожаров в четыре раза больше, чем в прошлом. Вырубленные леса вокруг рек и гор привели к невиданным наводнениям и народным бедам. Этот закон ведет не к амнистии, а к очередному разграблению зеленых богатств, к колоссальному переделу лесной собственности,  предупредил Грешневиков.
Выслушав критику, Абрамченко предложила представить, что закон не принимаем и нет такого поручения президента. Давайте сами себе ответим, у нас остановятся переводы земель лесного фонда в земли населенных пунктов и населенные пункты не будут прирастать за счет этой категории земель, если не будет такого законопроекта?
Замминистра просила поддержать законопроект еще и потому, что действительно, о чем говорил Николаев, каждый день принимаются решения судов о сносе построек граждан, которые ни в чем не виноваты. Это добросовестные правоприобретатели, где нет никакой древесной, кустарниковой растительности.


Николаев развил тему лесного Армагеддона. Каждый из вас имеет дом или квартиру. Представьте, что к вам придут и скажут: извини, дорогой друг, но государство ошиблось, когда тебе выписывало свидетельство о собственности, и ты должен в течение месяца выехать из своей квартиры или из дома, а еще желательно и за собой убрать и снести этот дом. Люди, которые попали в эту ситуацию, они смотрят, что происходит на заседании Государственной Думы, и ждут, какое решение мы с вами примем. Равно как сейчас смотрят за нами и другие люди, которые не заинтересованы в наведении порядка. Люди, которые незаконно забрали лесные участки и обладают сотнями, тысячами гектаров, незаконно приобретенных, у них тоже есть свидетельства и они себя очень спокойно чувствуют.
«Я убежден и уверен абсолютно в профессионализме депутатов, которые являются членами нашего комитета, я уверен в вашем профессионализме. Поэтому я призываю вас поддержать данный законопроект в первом чтении и начать работу, прежде всего для того, чтобы обеспечить безопасность наших с вами граждан, и чтобы те документы, которые выписывает Российская Федерация, документы о собственности, они не превращались в обыкновенную бумажку, а действительно были документом».
Лев МОСКОВКИН.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x