В США УСТАНОВЯТ ПАМЯТНИК И МЕМОРИАЛЬНУЮ ПЛИТУ СОВЕТСКИМ ГЕРОЯМ

В США установят памятник 11 советским летчикам, погибшим при выполнении задач по перегону самолетов-амфибий из США в СССР и всем участникам проекта «Зебра» в центре города Элизабет-Сити (штат Северная Каролина), а также памятную плиту на территории базы Береговой охраны США.

Делегация Управления Министерства обороны по увековечению памяти погибших при защите Отечества и представительства МО РФ по организации и ведению военно-мемориальной работы в США посетила с визитом город Элизабет-Сити, где встретились с мэром и членами Городского Совета города Элизабет-Сити и провели презентацию макетов памятника и мемориальной плиты, обсудили технические детали проекта, получили рекомендации по размерам мемориальных объектов.

Визит делегации приурочен к Всероссийской акции «День памяти и скорби», которая ежегодно проводится в России 22 июня.

Памятная доска и памятник по праву будут явится достопримечательностями и откроет для широкой публики очередную страницу Истории двух государств.

Представители мэрии и офицеры базы Береговой Охраны США единодушно поддерживают действий российской стороны и обещали помощь и административную поддержку в проведении работ по установке памятного знака и памятника в месте гибели советских летчиков, погибших в ходе выполнения служебного задания по перегону авиационной техники.

Активное участие в проведении этой работы принимают представителями командования Береговой Охраны США, а также руководство Агентства Минобороны США по учету военнопленных и пропавших без вести

Впервые этот вопрос обсуждался российской и американской сторонами во время 20-го пленарного заседания Комиссии, который проходил в мае 2016 года в Вашингтоне, сейчас мы уже приступили к реализации данного проекта. В настоящее время ведется работа по выбору места установки, начаты мероприятия по согласованию технических условий.

Поступление американских летающих лодок в действующие флоты СССР началось летом 1944 года. Их перегонка осуществлялась в рамках проекта «Зебра», гриф секретности в РФ снят в 2007 году, в США – в 1994 г.

По результатам работы с открытыми источниками информации и проведенным архивным поиском, был найден непосредственный участник вышеупомянутых событий – бывший военный переводчик ВВС США Грег Гагарин, который рассказал о проекте «Зебра».

С помощью руководства музея удалось сделать копии оригинальных свидетельств о смерти пяти членов экипажа потерпевшей крушение летающей лодки. Также удалось найти подтверждение информации о том, что останки британского военнослужащего (радиста Натароса Питера) были отправлено с целью захоронения в город Торонто (Канада), останки советского штурмана (капитан Левин Валентин Моисеевич) были отправлены в СССР (согласно материалам обобщенной базы данных «Мемориал» Левин В.М. похоронен на Донском кладбище в Москве).

В настоящее время ведется работа по поиску мест захоронения остальных погибших членов экипажа, соответствующий запрос о предоставлении документов по проекту «Зебра» с целью уточнения места настоящего захоронения советских военнослужащих передан представителям американской стороны Комиссии во время очередной рабочей встречи.

Справочно о проекте «Зебра»:

Поступление американских летающих лодок в действующие флоты началось летом 1944 года. Их перегонка осуществлялась в рамках проекта «Зебра» (гриф секретности в РФ снят в 2007 году, в США – в 1994 г.).

Авиатехника принималась в США в городе Элизабет-Сити (штат Северная Каролина) советскими морскими летчиками авиагруппы специального назначения. Авиагруппа состояла из 26 экипажей: десять – от ВВС Северного флота, 10 — от ВВС Тихоокеанского и шесть — от ВВС Черноморского флота. Командиром группы был назначен полковник В.Н. Васильев.

Первую партию гидросамолетов «Номад» и «Каталина» в количестве 47 машин перегоняли для Северного флота. Протяженность маршрута составляла 8325 км, полетное время около — 50 часов. Самолеты выходили на маршрут отрядами по 4 машины. По ходу перелета им приходилось совершать промежуточные посадки на авиабазах союзников. Для обеспечения полета английским командованием на каждый самолет были  выделены штурман и бортрадист, которые следовали с нашими экипажами до Рейкьявика, затем англичане возвращались в США для повторного вылета с другими экипажами.

Вся операция по перегону гидросамолетов для Северного флота была произведена в период с 25 мая по 26 июля 1944 года. На последнем этапе пути (Исландия — Мурманск) погиб экипаж подполковника Романова Н.П., в который входили командир авиагруппы полковник В.Н. Васильев, флаг-штурман ВВС ВМФ Мосцепан И.Ф., ст. техник-лейтенант А.М. Скворцов (их тела были обнаружены и, так как их приняли за американских пилотов, захоронены в Бельгии), бортмеханик Чичкан К. и воздушный стрелок Кузнецов Н.Е. (тела не найдены). В сложных метеоусловиях их самолет врезался в скалы на северном побережье Норвегии (до сего года летчики числились пропавшими без вести), также существует версия о том, что «Номад» был сбит немецкими истребителями. После гибели полковника Васильева В.Н. руководство авиагруппой принял полковник М.Н. Чибисов.

Для нужд Тихоокеанского флота гидросамолеты перегонялись восточным маршрутом через Берингов пролив во Владивосток.

С 25 августа по 11 сентября 1944 года по нему перелетели 30 летающих лодок. Для Черноморского флота и полярной авиации Главсевморпути было выделено 59 машин. Их перегон осуществлялся самым длинным маршрутом. Из США самолеты следовали через Бразилию, Марокко, Ирак в Баку, а оттуда в Севастополь. Протяженность этой трассы составила 13685 км.  Перегон осуществлялся в период с 28 сентября 1944 года по 28 марта 1945 года.

Один самолет разбился при взлете ночью с гидроаэродрома Элизабет-Сити. По имеющейся архивной информации, 11 января 1945 г., в 22 часа 05 минут в районе авиационной базы Элизабет Сити, штат Северная Каролина, США, произошло летное происшествие, в результатом которого стало падение морского патрульного бомбардировщика (летающей лодки) фирмы Консолидейтед «Каталина» в реку Пасквотанк и гибели пяти членов экипажа (офицеры ВВС СССР командир корабля капитан Чиков Николай Михайлович, штурман капитан Левин Владимир Моисеевич, инженер старший техник-лейтенант Медведев Дмитрий Михайлович, бортмеханик младший техник-лейтенант Бородин Афанасий Иванович и офицер королевских ВВС Великобритании гражданин Канады радист Натарос Питер). Причина катастрофы не выяснена.

Последняя партия (28 машин) была перегнана в СССР с 23 июня по 21 августа 1945 года.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x