ВУЗЫ ПОШЛИ В ШКОЛЫ

Народная мудрость гласит: «Готовь сани летом, а телегу зимой». Если перевести эту пословицу в сферу образования, то высшим учебным заведениям следует готовить себе студентов уже со школьной скамьи. Иными словами, идти в классы. И 17 вузов столицы уже активно это делают.

В Департаменте образования столицы прошла встреча директоров школ, руководителей институтов и журналистов, посвященная «Практике и перспективам взаимодействия вузов Москвы с системой столичного образования». По словам начальника Управления координации воспитательной работы и профилактики правонарушений Департамента Александра Тверского, одна из основных задач столичного образования – это вовлечение в него различных интеллектуальных ресурсов, в частности, расширение взаимодействия с вузами. В рамках этой работы институты организуют предпрофессиональное образование на базе школ. И речь тут идет об открытие академических, кадетских, медицинских и инженерных классов, которые курируются высшими учебными заведениями; проведении предпрофессионального экзамена для старшеклассников – за успешную сдачу такого экзамена институты начисляют дополнительные баллы абитуриентам; организацию университетских суббот, когда школьники могут посещать лекции и мастер-классы, организованные в вузах. В ноябре будет запущен еще один проект – университетская среда для учителей. Педагоги смогут выбирать интересные для себя лекции в институтах и посещать их, повышая качество своего образования.

Проект инженерные классы проходит к школах под патронажем почти десятка столичных вузов, в частности, Московского государственного технологического университета «СТАНКИН», Национального исследовательского технологического университета «МИСиС». По словам проректора по учебной работе МИСиС Вадима Петрова, задача вуза – сформировать инженерную культуру в образовательной среде. Для этого, используются разные подходы: методы проектов, сбора данных, погружений, поисковые эксперименты, деловые и ролевые игры, решения кейсовых задач.

— Мы бы хотели, чтобы у каждого ребенка, который обучается в инженерном классе, в кругу окружающих его авторитетных лиц наряду с учителями и родителями были и исследователи, — сказал Вадим Петров. – Прямая работа ребенка и ученого всегда приведут к высокому результату.

Проект «медицинские классы в московской школе» охватывает около ста учреждений среднего образования и шести тысяч старшеклассников. Рассчитан он на два года.

— Наша задача – помочь школьнику получить мотивацию на ту специальность, которой он будет заниматься во взрослой жизни, то есть понять, хочет ли он работать в системе здравоохранения, — сказала проректор по учебной работе Первого государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова Татьяна Литвинова. – У нас есть два основных направления: школа – университет — клиника и школа – университет – фарминдустрия. В зависимости от направления мы и организуем обучение. В этом году тех ребят, которые на предпрофессиональном экзамене получат свыше 85 баллов, мы наградим 10 баллами во время вступительной компании.

По мнению ректора МГУТУ им. К.Г Разумовского Валентины Ивановой, школьники с огромным удовольствием участвуют в проектах «университетские субботы», в рамках которых вузы, с одной стороны, «пиарят» себя в школьной среде, с другой – подбирают себе будущих студентов, которые придут к ним не просто из-за престижности института или простоты поступления, а по интересу. Несколько лет наш мастер-класс в рамках университетских суббот «школа шоколатье», где ребята учатся делать сами делать десерты из шоколада, пользуется очень огромным спросом. И вот результат: в последние два года конкурс на специальности, связанные с технологией обработки пищевых продуктов, серьезно вырос.

— Очень важно, чтобы высшее учебное заведение шло в ногу с интересами подростков, — говорит Валентина Иванова. – Информация о мероприятиях должна быть не только непосредственно в школах или на сайтах вузов, но и через социальные сети, где школьники проводят немало времени.
Мона Платонова.