«SOS» РОССИЙСКИХ АВТОШКОЛ

Как снизить традиционно высокий уровень аварийности на российских дорогах и чем вызвано массовое закрытие автошкол — на эти и другие, смежные с ними, вопросы попытались найти ответы участники III Конгресса автошкол России, собравшиеся в Общественной палате РФ.

В работе Конгресса приняли участие представители Комиссии по общественному контролю ОП РФ, Комиссии по безопасности Мосгордумы, Главного управления ОБДД ГИБДД России, ГИБДД г. Москвы, Департамента здравоохранения г. Москвы, представители Союза автошкол г. Москвы, а также представители объединений автошкол из более чем 50-ти регионов РФ.

Лейтмотивом всех выступлений докладчиков стали жалобы на недобросовестную конкуренцию на рынке образовательных услуг, которая разрушает учебный процесс и приводит к закрытию всё большего количества автошкол. По словам директоров автошкол, недобросовестная конкуренция проявляется в занижении цен за обучение «серыми» автошколами, которые не выполняют в полном объеме требования, предусмотренные программой обучения, игнорируют требования к уровню педагогических кадров, тем самым снижая свои издержки. «Разрушительный эффект» этих негативных процессов усугубляется отмечаемым в большинстве регионов РФ уменьшением количества обучающихся, которое объясняется, с одной стороны, сползанием России в очередную демографическую яму, а, с другой, — продолжающимся снижением уровня реальных доходов населения.

Если не принять меры, то всё это может привести к деградации существующей системы подготовки водителей и, как следствие, к росту и без того высокого уровня аварийности на российских дорогах.

«Уровень аварийности у нас сейчас в 3 раза выше, чем в развитых странах, и это хорошо, так как несколько лет назад этот показатель был выше в 5 раз!», — напомнил участникам Конгресса представитель «Союза автошкол г. Москвы» Андрей Финкель.

Ситуация усугубляется еще и тем, что сама система подготовки квалифицированных педагогических кадров для российских автошкол находится в глубоком кризисе. В ходе реформы, начатой еще в 2013 году, требования к анкетным данным преподавателей и мастеров производственного обучения постоянно повышаются, включая уровень их образования и квалификации, однако проблема состоит в том, что выдача документов, подтверждающих эту квалификацию, зачастую превращается в формальность. Известно, в частности, что свидетельства на право обучения вождению в массовом порядке продаются аккредитованными автошколами вообще без какого-либо обучения.

То же самое, по словам выступившего на Конгрессе председателя общественной организации «Офицеры России» Антона Цветкова, происходит и с медицинскими справками, выдаваемыми водителям. «Продажа таких справок должна стать уголовным преступлением», — заявил Цветков.

Большое количество вопросов и нареканий вызывает также сфера, связанная с проведением водительских медкомиссий, предрейсовых и послерейсовых медосмотров мастеров обучения вождению. Кроме того, в последние годы получила широкое распространение практика проведения «выездных» водительских медкомиссий на территории автошкол, хотя, согласно лицензионным требованиям, оказание медицинских услуг населению, включая медицинское освидетельствование на право управления транспортным средством, должно осуществляться по месту нахождения организации, которое указано в разрешительных документах. При отсутствии медицинского оборудования, а в большинстве случаев – и специалистов, которые обязаны проводить освидетельствование, «выездные» медкомиссии превратились в средство продажи медицинских справок.

«Учитывая все эти обстоятельства, можно сказать, что сейчас чрезвычайно остро стоит проблема саморегулирования этого рынка. Кроме того, государство должно поддерживать добросовестные организации и «прессовать» негодяев», — заявил Антон Цветков.

Крайне эффективным средством выявления всех нарушений в данной сфере, по мнению председателя правления «Союза автошкол» Александра Ачкасова, является общественный контроль: «Общественный контроль – это большая сила, и ассоциации на местах должны бороться за свои автошколы».

В качестве примера такой борьбы Александр Ачкасов привел успешный опыт взаимодействия «Союза автошкол г. Москвы» с городским Департаментом образования и ГИБДД, когда представители всех этих организаций проводят совместные проверки «серых» автошкол.

Сергей ИШКОВ.

Фото автора

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x