ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЕТ

30 января 1934 года стратостат «Осоавиахим-1», стартовавший в Кунцеве, впервые в мире покорил высоту 22 тыс. метров. Однако при спуске он потерпел катастрофу, в результате которой три члена экипажа погибли.

На пороге космоса

Изначально полет был запланирован на 30 сентября 1933 года, но тогда поднявшийся ветер помешал полету. Неблагоприятные погодные условия не позволяли стартовать до конца января 1934 года.
30 января в 9.07 стратостат «Осоавиахим-1» с экипажем из 3 человек (в гондоле находились Павел Федосеенко, Андрей Васенко и Илья Усыскин) поднялся в воздух.
В 9.16 на земле приняли первую радиограмму «Осоавиахима-1»: «Слушайте, слушайте! Говорит «Сириус»! Высота 1600 метров. Прошли облака. Температура минус 3 градуса».
Руководством страны реализации этого грандиозного проекта придавалось особое значение: во-первых, это был первый полет стратостата в зимних условиях; во-вторых, предполагалось, что экипаж достигнет рекордных показателей, и тем самым за Советским Союзом окончательно будет закреплено завоевание стратосферы.


Еще в январе 1932 года в Москве прошло первое государственное совещание по вопросам изучения стратосферы, был принят план работ, одним из пунктов которого являлось сооружение стратостата, позволяющего совершить пилотируемый полёт на высоту 20 — 25 км.
30 сентября 1933 года первый советский стратостат, получивший название «СССР-1», взлетел со стартовой площадки в Подмосковье и достиг высоты 19 тыс. метров. И вот теперь три отважных стратонавта, которых газеты называли «гражданами стратосферы», «красноармейцами воздуха» и «революционерами науки», решили установить новый мировой рекорд.


Вначале полет складывался благополучно. В 11.16 с высоты в 20 тыс. 600 метров экипаж передал приветственные радиограммы делегатам проходившего в те дни XVII съезда ВКП(б), лично товарищу Сталину и председателю Центрального совета Осоавиахима Роберту Эйдеману.
После этого, около 13.00, они снова передавали некоторые сведения, но в Москве их уже не было слышно из-за большого удаления. Как выяснилось из записей Андрея Васенко и Ильи Усыскина, стратостат в 12.33 достиг высоты 22 километра, держался на этой высоте 12 минут и в 12.45 пошел на медленное снижение.

Катастрофа

Записи бортового журнала велись регулярно до 16.07. Последняя запись относится к 16.10, и это время комиссия считает началом катастрофы.
«Осоавиахим-1» упал в 470 километрах от места старта, у самой околицы мордовской деревни Потиж-Острог Инсарского района. Стальная гондола стратостата смялась от страшного удара о землю. Оторвавшуюся еще в воздухе оболочку отнесло на несколько километров в сторону. Все приборы, находившиеся в гондоле, разбились. На месте катастрофы обнаружили погнутые карманные часы — стрелки остановились на 16.23. Местное население, проявив инициативу, сломало люк гондолы, вытащило наружу останки людей, разбитые приборы. Улетевшую оболочку стратостата растащили по частям окрестные крестьяне.
1 февраля 1934 года комиссия по расследованию причин катастрофы стратостата докладывала в Москву: «…трупы совершенно исковерканы. Больше всего изуродован Федосеенко, череп которого собрать не удалось. Подробный анализ трупов приводит к заключению, что команда погибла не от удушья или от других причин, а от сильного удара гондолы о землю. Отсутствие на участниках команды парашютов, закрытый люк и ряд других фактов указывают, что несчастье произошло для команды внезапно и застигло ее врасплох. Катастрофа произошла так молниеносно и неожиданно, что команда не успела сделать самого элементарного, т. е. открыть люк. Трупы приведены в порядок, собраны по частям, уложены в гробы и доставлены на станцию, где и погружены в вагон».
В докладной записке Сталину нарком по военным и морским делам Климент Ворошилов указал, что причиной гибели стратостата стало стремление экипажа «поставить мировой сверхрекорд, не считаясь с техническими возможностями стратостата и условиями полета».
По версии профессора-метеоролога Павла Молчанова, которую он изложил в 1935 году в книге «Полеты в стратосферу», причиной катастрофы могло стать то, что стратонавты слишком надолго задержались на достигнутой ими высоте (около 12 минут), где нагревающее действие солнечных лучей оказалось очень большим. Оболочка шара и заключенный в ней водород перегрелся до 8 градусов выше нуля, и газ расширился и частично вышел из оболочки, что поспособствовало слишком большому ускорению при спуске, которое, в свою очередь, привело к обрыву строп.
XVII съезд партии почтил вставанием память отважных воздухоплавателей: его делегаты в полном составе присутствовали на похоронах на Красной площади. Все члены экипажа были посмертно награждены орденом Ленина. 2 февраля 1934 года урны с прахом стратонавтов были захоронены в Кремлевской стене. До места захоронения их несли Сталин, Молотов и Ворошилов.
Деревня Потиж-Острог была переименована в село Усыскино, именем Павла Федосеенко был назван колхоз этого села. К 30-летию этого подвига, в 1964 году, в Москве в проезд Стратонавтов была переименована улица Железнодорожная в Тушине. А на стене здания спорткомплекса, который сейчас находится на месте старта (дом №32 по ул. Большой Филёвской), установлена памятная табличка: «30 января 1934 г. с находившегося на этом месте поля воздухоплавательного дивизиона был осуществлён полёт на рекордную высоту 22000 метров стратостата «Осоавиахим-1» с экипажем стратонавтов: командир-пилот Федосеенко П.Ф., инженер-конструктор Васенко А.Б., научный сотрудник Усыскин И.Д.»
Сергей ИШКОВ.

Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
trackback
4 лет назад

[…] Полный текст материала — http://mospravda.ru/2018/01/30/64604/ […]

1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x