НАРУШИТЕЛЬ ВОЗДУШНЫХ РУБЕЖЕЙ

28 мая 1987 года, в День пограничника, 18-летний немец Матиас Руст, беспрепятственно преодолев границу СССР на легком спортивном самолете «Сессна-172 Скайхок», приземлился на Красной площади.

Миссия мира «нахального аэрокуренка»

Так юного нарушителя границы из ФРГ назвал в те дни поэт Евгений Евтушенко. Нетронутый советскими ПВО в 18.30 Руст подлетел к Москве, а приземлился он в 19:10 на Большом Москворецком мосту и накатом доехал до собора Василия Блаженного. Множество фотоаппаратов и видеокамер туристов зафиксировали момент, когда летчик вылез из кабины самолета и тут же стал раздавать автографы. В первые минуты среди тех, кто окружил Руста, не было сотрудников спецслужб. Лишь дежурный милиционер поинтересовался наличием у летчика визы и, узнав, что ее нет, оставил немца в покое.
Пока Матиас Руст рассказывал москвичам о своем желании поговорить с Горбачевым, появились военные, которые оцепили самолет, однако жестких действий не предпринимали. Около 20:00 он был арестован. Как выяснилось во время допросов, вылетев 28 мая в 12:21 из аэропорта Хельсинки, пилот-любитель из ФРГ пересек границу СССР на высоте 600 метров над Финским заливом в районе эстонского города Кохтла-Ярве и взял курс на Москву. Ориентировался Руст по магнитному компасу и заранее намеченным объектам — Чудскому озеру, озеру Ильмень, озеру Селигер, железнодорожному пути Ржев — Москва.


Радиотехнические подразделения ПВО, дислоцированные в районе Скрунды, обнаружили его в 14.10. Три зенитных ракетных дивизиона были приведены в боевую готовность, но команды на уничтожение не получали. В районе города Гдов в 14.29 летчики доложили, что в разрыве облаков наблюдают «спортивный самолет типа Як-12 белого цвета с темной полосой вдоль фюзеляжа». Самолет Руста двигался на малой высоте и с малой скоростью полета, что делало невозможным постоянное сопровождение его скоростными истребителями. Сделав несколько пролетов над ним и не получив четкой команды по воздействию, летчики просто возвращались на аэродром. Так он и добрался до Москвы.
Во время допросов немец настаивал, что он — за мир и дружбу, а в Москву прилетел, чтобы поддержать Горбачева и лично с ним встретиться. С личной встречей не получилось, а вот Горбачева он действительно поддержал: воспользовавшись полетом Руста, Горбачев нанес мощный удар по позициям военных, критически оценивавших проводимую им политику. После этого инцидента своих должностей лишились министр обороны Сергей Соколов, главком войсками ПВО Александр Колдунов и еще около 300 офицеров. Командующий Московским округом ПВО генерал-полковник Владимир Царьков, назначенный на должность в мае 1987 года (за несколько дней до события), получил выговор, но должность сохранил.

Приземлился на Красной площади, а сел в «Лефортово»

Руст был обвинен в хулиганстве (его посадка, по мнению суда, угрожала жизни находившихся на площади людей), нарушении авиационного законодательства и незаконном пересечении советской границы. Руст заявил на суде, что его полет был «призывом к миру». 4 сентября 1987 года Верховный суд СССР приговорил Матиаса Руста к 4 годам лишения свободы. Реально в следственном изоляторе «Лефортово» Руст провел 432 дня и после подписания председателем президиума Верховного Совета СССР Андреем Громыко указа об амнистии 3 августа 1988 года вернулся на родину.
О Русте снова вспомнили осенью 1989 года, когда он попал под суд уже в Германии. Он проходил альтернативную службу в госпитале, где ударил ножом медсестру, не разделившую его любовных чувств. В 1991 году немецкий суд приговорил Матиаса Руста к 4 годам — то есть, к такому же сроку, как и ранее суд советский. Как и в СССР, в Германии к нему проявили снисхождение, выпустив на свободу после 15 месяцев заключения.


В 1997 году Руст обратился в индуизм и женился на индийской девушке по имени Гита, дочери богатого торговца чаем из Бомбея. После бракосочетания Матиас вернулся с женой в Германию.
В апреле 2001 года Руст предстал перед судом по обвинению в краже кашемирового свитера в универмаге. Приговорен к штрафу в размере 10 тыс. немецких марок, который впоследствии был уменьшен до 600 марок.
В 2012 -ом, к 25-летию своего знаменитого полета, Руст опубликовал мемуары, но особого успеха они не имели. В том же году в интервью журналу «Штерн» он заявил: «Сейчас я смотрю на произошедшее совершенно по-другому. Я точно не стал бы повторять это и назвал бы свои тогдашние планы нереализуемыми. Это был безответственный поступок».
А самолет Руста («Сессна-172 Скайхок») теперь в качестве ценного экспоната хранится в Немецком техническом музее в Берлине.

Сергей ИШКОВ.

Фото из открытых источников

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x