26 Июля 2021г., Понедельник
  • $ 73.8
  • 86.8
Главная» Образование» РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ

РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ

Только 5% родителей школьников считают, что они дорогие и не очень нужны. Остальные полагают, что они оказывают помощь в учебе, помогают закрепить пройденный материал, удобны, наглядны, интересны для детей. Речь в данном случае идет о рабочих тетрадях, которые в дополнении к учебникам педагоги могут использовать в процессе обучения.
В канун нового учебного года Всероссийский центр изучения общественного мнения представил данные исследования, посвященные использованию индивидуальных рабочих тетрадей в школе. Оказалось, что их довольно активно включают в ученый процесс учителя начальной школы. Согласно опросу мам учеников, такие тетради есть у 91% детей, в том числе у 31% по всем предметам и 61% — по отдельным. Наиболее популярны тетради по математике (ими пользуются 72% ребят), русскому языку (67%), окружающему миру (65%). Наименее востребованы на данный момент тетради МХК, физике, химии и экономике.
— У нас стране нет жестких обязательств по тому, как должна финансироваться покупка рабочих тетрадей, — отметила директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. – Потому это может происходить за счет средств субъекта РФ, где находится учебное заведение, за счет средств самой школы или за счет родителей. Если говорить о их необходимости, то, на мой взгляд, рабочие тетради улучшают учебный процесс, позволяют сохранить мотивацию, заинтересованность школьников. Если домашнее задание, самостоятельная работа, даже работа в классе превращается для ребят в рутину, переписывание, конечно, теряется и драгоценное время, и интерес. Рабочие тетради помогают сохранить интерес к предмету.
Именно поэтому Ирина Абанкина полагает, что Министерство образование должно продумать документ, определяющий порядок закупки рабочих тетрадей для школ, потому что в одних регионах есть деньги на их закупку, в других нет. Такая статья должна быть включена в нормативное финансирование учебных заведений. Правда, педагогические и управляющие советы должны определить, по каким предметам и в каких параллелях они наиболее целесообразны.
— Важно, чтобы эта свобода выбора и использования рабочих тетрадей была законодательно и финансово подкреплена, – уточнила директор института развития образования. – Это позволило бы существенно повысить качество обучения.
В издательском бизнесе есть такое понятие «шлейф». Оно предполагает выпуск рабочих тетрадей и пособий, которые выпускаются в дополнение к школьным учебникам.
— Именно в рабочих тетрадях мы видим те задания, которые направлены на формирование у детей и подростков важнейших компетенций, без чего современный образовательный процесс попросту невозможен, — считает и.о. академика-секретаря отделения общего среднего образования РАО Виктор Дронов. – Если говорить о том, что в системе образования могут использоваться электронные учебники и электронные рабочие тетради, то они конечно же дешевле обходятся, чем бумажные. Но печатные тетради помогают особенно у учеников младших классов развивать мелкую моторику, память.
В Москве у школ средства на покупку для учеников рабочих тетрадей есть, поскольку нормативно-подушевое финансирование позволяет учебным заведениям самостоятельно определять, на какие нужды следует тратить средства, а на какие — нет. Однако не все столичные педагоги уверены в необходимости бумажных рабочих тетрадей.
— Мы с педагогами обсуждали этот вопрос на педсовете и пришли к выводу, что нет прямой связи между качеством обучения и использования печатных рабочих тетрадей – говорит директор школы «Покровский квартал» Илья Новокрещенов. – В столице практически у каждого школьника есть планшет или смартфон. Это удобно, поскольку достаточно быстро можно получить там любую информацию. Наши дети привыкли к гаджетам, им удобно ими пользоваться. Поэтому стоит обратить внимание на развитие интерактивных учебных платформ, содержащих и задания разного типа, и их выполнение прямо в планшете.
Директор школы N1520 имени Капцовых Вита Кириченко тоже отметила, что именно бумажные рабочие тетради в последние годы заказываются школой меньше. И в основном для начальной школы. Этот вопрос обсуждается обычно на педагогическом совета и на заседании управляющего совета.
— У рабочих тетрадей будущее есть, вне зависимости от того, на бумажных или на электронных носителях они выполнены, — говорит Вита Кириченко. – Они сегодня являются частью образовательного процесса. Другое дело, как этим инструментом умеет пользоваться учитель. Но наивно полагать, что мы можем оградить современных детей от электронные средств обучения, заменяя их на бумажные. Самое главное – это соразмерность использования одних и вторых.

Мона Платонова.

Мона Платонова/ автор статьи