ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО К ВОПРОСУ О ПЕНСИЯХ

Пленарное заседание Госдумы в среду отмечено вторым чтением ряда резонансных законопроектов, третье назначено на завтра.
Практически без обсуждения принят во втором чтении законопроект единороссов «О внесении изменения в Трудовой кодекс РФ». Документ дает право предпенсионерам на два дня в год на диспансеризацию, всем прочим день в три года.
Мне непонятно, как можно давать льготы, выделяя какую-то- то одну категорию, которая может быть действительно нуждается больше, но за счет других. Почему-то в законе о повышении пенсионного возраста приведенный аргумент привел глава комитета по труду Ярослав Нилов, отклоняя преференции для крестьян. Тут необходима оговорка – Нилов озвучивает позицию не свою, а комитета, то есть единороссов.
Ввиду особой важности ратификацию Конвенции МОТ №102 о минимальных нормах социального обеспечения провели не в одном, а в трех чтениях.
К настоящему времени Конвенция действует уже 66 лет, ее ратифицировали 55 государств. Охватывает все основные сферы социального обеспечения, включая медицинское обслуживание, обеспечение по болезни, по безработице, по старости, в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, семейное обеспечение, обеспечение по материнству, по инвалидности, по случаю потери кормильца. По каждому из этих разделов Конвенция дает определение покрываемых рисков и фиксирует минимальные требования относительно круга защищаемых лиц, размера денежных выплат или объема предоставляемых услуг, продолжительности обеспечения и необходимого стажа для его получения.
Россия не ратифицировала разделы по безработице и семейное обеспечение.
Самое главное, на что прежде не соглашался Советский Союз, а за ним и Россия, это обязательство по коэффициенту замещения 40%. В Конвенции норма сформулирована так: Применительно к обеспечению по старости Конвенцией предусмотрен его минимальный размер – 40% от прежнего заработка бенефициария. При этом необходимо учитывать, что типовым бенефициарием определен мужчина с женой пенсионного возраста, находящейся на его иждивении, что предполагает исчисление коэффициента замещения с учетом социальной пенсии жены.
Применительно к современной России с огромным социальным неравенством данное обязательство не имеет особого смысла и об этом в Думе уже говорили. Самое главное, о чем предпочитают лишний раз не говорить, — труд не оплачивается в полной мере, а в России из развитых стран особенно. Соответственно фиксированный коэффициент замещение сохранить дискриминацию по доходам и на пенсии.
Главным вопросом этого пленарного заседания Думы стало второе чтение законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий» о повышении нормативного пенсионного возраста.
Документ внесен правительством, он принят в первом чтении 19 июля. На подготовку и подачу поправок отвели вдвое увеличенный срок два месяца. Всего подано 324 поправки, из них девять внес президент и их Дума поддержала консолидировано. В итоге подготовки ко второму чтению 16 определили на принятие, 308 на отклонение. Непосредственно в зале на отдельное голосование вынесено 72 поправки. Володин попросил представлять их группами, иначе на второе чтение ушло бы три-четыре часа.
Коммунисты пришли в зал в специально изготовленных майках с новыми пределами пенсионного возраста в красном перечеркнутом круге. Единоросс Сергей Вострецов разозлился: клоунаду устраиваете. Вячеслав Володин попросил: не ломайте кресла, некоторые садятся на подлокотники, чтобы привлечь внимание.
Вокруг Думы страсти кипели еще больше, законопроект привлек профессионалов протеста, в толпе выделялись Сергей Удальцов и Сергей Митрохин. Профессионалы протеста – один из набора признаков внешних проектов для глобализации. То, что оказалось оформленным в закон, стало продуктом жестокого компромисса. Рабочая группа зампреда Думы Ольги Тимофеевой достаточно многого добилась, если учесть, что Россия оказалась в череде пострадавших стран последней.
Конструкцию одного данного закона нельзя рассматривать вне пакета всех связанных правовых изменений и без оценки ситуации в целом, причем не только в стране, но и в мире. Иначе сама по себе конструкция выглядит уродливой и оставляет вопрос: зачем повышать пенсионный возраст, чтобы тут же создавать набор преференций для тех, кто от этого может пострадать?
Требования актуарных расчетов звучат разумно только вне связи с реальностью. В таком ракурсе прав коммунист Николай Коломейцев, со своим напоминанием, что реализация этого закона — выполнение установок МВФ и уничтожение нашего будущего. Учитывая давление на единороссов, депутат предложил проголосовать за закон тайно.
Алексей Диденко заявил, что повышение пенсионного возраста недопустимо. Приведет к повышению преступности и безработицы. Ставит под вопрос социальность нашего государства.
Угроза реальная, однако нам следует исходить из минимизации зла. Нас не должно обманывать относительное спокойствие вследствие того, что национальная власть России, Кремль с Путиным и конкретно Дума со Старой площадью, удержали страну от революции. За что нам бы следовало быть благодарными, а не слушать оракулов с той стороны, которая добивается революции. Надо понимать, в современной России фактически повторяется ситуация революционного правосудия, описанного главой комитета ГД по законодательству Павлом Крашенинниковым в книге «Страсти по праву» о попытке ранней советской власти завести стихию в русло закона. Естественно, авторы того закона остались в истории гениями зла.
До заседания Геннадий Зюганов четверть часа рассказывал журналистам о людоедских законах и насчитал, что с пенсионной реформой у каждого из нас украдут полтора миллиона. Каждый второй мужик и каждая четвертая-пятая женщина не доживет до пенсии.
Что верно, повышение пенсионного возраста по настоянию глобализующего центра противоречит другой установке из того же источника – сокращение занятости, для обеспечения экономики достаточно 20% населения.
Обсуждение поправок сюрпризов не принесло. Их авторы предлагали вывести из-под повышения пенсионного возраста отдельные категории – северян, дальневосточников, крестьян. Также о включении в стаж нестраховых периодов учебы или болезни и некоторые весьма экзотические, не имеющие прямого отношения к обсуждаемой теме. Тем не менее, например, предложения Олега Шеина составляют предмет специально изучения в том числе по борьбе с теневой занятостью, обеспечение требований по стажу, гарантиям сохранности накоплений.
Несколько существенных поправок от ЛДПР и СР расширяли компромисс через отсрочку реализации закона на 20-25 лет. Суть происходящего сформулировал Сергей Иванов.
Он утверждал, что реформа провалилась и закон работать не будет. Уже миллион подписей доставили в администрацию президента. Депутат не видел по России, тем более что выборы были, чтобы кто-то это всё поддерживал. Акции протеста, которые по стране прошли, об этом тоже свидетельствуют. И результаты выборов говорят о том, что эта реформа очень и очень не популярна. Тут не только заевшиеся, забронзовевшие губернаторы виноваты, но и ситуация с пенсиями. Поэтому не надо Госдуму окружать ОМОНом, народ своё мнение выражает по-другому, через итоги голосования.
По словам Иванова, реформа в том виде, в котором она есть, своей цели не достигнет. Демографическая ситуация отвратительная. Населения в возрасте от 0 до 20 лет всего у нас 32 миллиона на сегодняшний день. Из этих 32 миллионов, которые через 20 лет будут работоспособными, то есть уже им будет по 40 и по 20 лет, одна треть хочет вообще уехать из страны, другая треть живёт, как будто она живёт одним днём, никуда, ничего не откладывая, третьи — вообще неизвестно, будут ли они работать легально.
Поэтому мы столкнёмся с тем, что те, кто сейчас, кого вы заставляете работать на пять лет дольше, они окажутся в ситуации, что за них платить будет некому.
И поэтому вот солидарная пенсионная система себя исчерпала в том виде.
Поэтому Иванов предложил, чтобы не нарушать концепцию данного законопроекта во втором чтении сделать следующее. Отложить реформу на 20 лет. За эти 20 лет те люди, которым сейчас где-то лет сорок, зная о том, что государство не сможет потом выплачивать пенсии, начнут задумываться о том, чтобы сами себе формировать пенсионные накопления.
Ну и разумеется, сократить сроки выхода на пенсию. Сейчас переходный период очень растянутый. Если мы откладываем на 20 лет, то сроки выхода на пенсию переносятся и сокращаются практически вдвое. Люди уже будут подготовлены и не нужды в длительном переходе.
Кроме того, Иванов предложил сохранить старую схему в возрасте 55 и 60 лет для родителей, вырастивших троих детей.
Естественно, поправки Сергея Иванова.

Согласно аннотации к законопроекту, с учетом принятых поправок президента предлагается следующее.
1) В отношении страховых пенсий:
— поэтапное повышение (ежегодно на 1 год) возраста, по достижении которого граждане РФ имеют право на страховую пенсию по старости, – до 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (действует – 60 и 55 лет);
— предусмотреть, что лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться ранее указанного возраста на 24 месяца, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины);
— уточнить порядок индексации страховой пенсии, установив, что размер страховой пенсии ежегодно индексируется:
с 1 февраля – на индекс роста потребительских цен за прошедший год;
с 1 апреля – исходя из роста доходов бюджета Пенсионного фонда РФ. В случае, если годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в РФ превысит индекс роста потребительских цен за этот же год, с 1 апреля следующего года производится дополнительное увеличение размера страховой пенсии на разницу между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в и индексом роста потребительских цен. При этом дополнительное увеличение размера страховой пенсии (с учетом ранее произведенной индексации) не может превышать индекс роста доходов бюджета Пенсионного фонда РФ в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховых пенсий;
при этом Правительством РФ ежегодно утверждаются индекс роста доходов бюджета Пенсионного фонда РФ, годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в РФ, а также коэффициент индексации размера страховой пенсии (с 1 апреля);
— поэтапное повышение (ежегодно на 1 год) возраста для досрочного назначения страховой пенсии по старости тем категориям творческих работников, страховая пенсия по старости которым устанавливается по достижении ими соответствующего возраста, – до 55-60 лет (действует – 50-55 лет);
— поэтапное увеличение на 5 лет (ежегодно на 1 год) срока назначения досрочной страховой пенсии по старости для педагогов, медработников и тех категорий творческих работников, которым страховая пенсия по старости устанавливается независимо от возраста (при этом требования к специальному стажу, необходимому для назначения таких пенсий, не изменяются);
— предусмотреть досрочное назначение страховой пенсии по старости:
женщинам, родившим 4-х детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 56 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет;
женщинам, родившим 3-х детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 57 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет (при этом во всех случаях не учитываются дети, в отношении которых застрахованное лицо было лишено родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление);
— поэтапное повышение (ежегодно на 1 год) возраста для досрочного назначения страховой пенсии по старости для лиц, проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющих страховой стаж не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, – до 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) (действует – 55 и 50 лет);

2) В отношении пенсий по государственному пенсионному обеспечению:
— поэтапное повышение (ежегодно на 1 год) возраста, по достижении которого родители граждан из числа кандидатов в космонавты-испытатели, космонавты-исследователи, из числа космонавтов-испытателей, космонавтов-исследователей, инструкторов-космонавтов-испытателей, инструкторов-космонавтов-исследователей, погибших при исполнении служебных обязанностей, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца – до 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (действует – 60 и 55 лет);
— поэтапное повышение (ежегодно на 1 год) возраста, по достижении которого граждане РФ имеют право на социальную пенсию – по достижении ими 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины) (действует – 65 и 60 лет; при этом для граждан из числа малочисленных народов Севера установленный в настоящее время возраст получения социальной пенсии (55 и 50 лет – для мужчин и женщин, соответственно) не изменяется);

3) В отношении накопительных пенсий – предусмотреть право на накопительную пенсию:

— мужчинам – по достижении ими возраста 60 лет, женщинам – по достижении ими возраста 55 лет (при соблюдении условий для назначения страховой пенсии по старости: наличие необходимого страхового стажа и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента) (в настоящее время накопительная пенсия назначается застрахованным лицам, имеющим право на страховую пенсию по старости);

4) В отношении выплат за счет средств пенсионных накоплений:
— предусмотреть осуществление единовременной выплаты за счет средств пенсионных накоплений, сформированных в пользу соответствующего застрахованного лица, следующим категориям граждан:
лицам, которые не приобрели право на получение накопительной пенсии, – по достижении возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины);
лицам, размер накопительной пенсии которых в случае ее назначения составил бы 5% и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости и размера накопительной пенсии, рассчитанных на дату назначения накопительной пенсии, – по достижении возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины);
— предусмотреть осуществление срочной пенсионной выплаты застрахованным лицам, сформировавшим пенсионные накопления за счет дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, дохода от их инвестирования, по достижении возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) и при соблюдении условий, дающих право на страховую пенсию по старости (наличие необходимого страхового стажа и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента);

5) В Законе РФ от 19.04.1991 г. № 1032-I «О занятости населения в РФ»:
— сократить максимально возможный период выплаты пособия по безработице безработным гражданам с «12-ти месяцев в суммарном исчислении в течение 18-ти месяцев» до «6-ти месяцев в суммарном исчислении в течение 12-ти месяцев» (это не касается граждан предпенсионного возраста, для которых период выплаты пособия по безработице останется прежним), а для граждан, впервые ищущих работу, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, уволенных за нарушение трудовой дисциплины и ряда других категорий граждан – с 6-ти до 3-х месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев;
— установить, что период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, увеличивается сверх установленных 12-ти месяцев на 2 недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности (при этом период выплаты пособия по безработице указанным гражданам не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36-ти месяцев);
— предусмотреть, что по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в т.ч. назначаемую досрочно, но не ранее чем за 2 года до наступления соответствующего возраста;

6) Сократить на 1 год (с 1 января 2020 г. до 1 января 2019 г.) срок приостановления действия нормы ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которой лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25% суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии на весь период их проживания в сельской местности;

7) Предусмотреть ряд переходных положений, предусматривающих, в частности, следующее:
— гражданам, достигшим в период с 01.01.19 по 31.12.20 действующего в настоящее время общеустановленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), либо возраста, дающего в настоящее время право на досрочное назначение пенсии по старости (это касается педагогов, медработников, творческих работников и лиц, работавших в районах Крайнего Севера), страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных настоящим законопроектом, но не более чем за 6 месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков;
— гражданам, достигшим в период с 01.01.19 по 31.12.20 возраста, дающего в настоящее время право на социальную пенсию по старости (65 лет для мужчин и 60 лет для женщин), социальная пенсия по старости может назначаться ранее возраста, предусмотренного настоящим законопроектом, но не более чем за 6 месяцев до достижения такого возраста.
ФЗ вступает в силу с 1 января 2019 г. за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.

Лев МОСКОВКИН.

Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
trackback
3 лет назад

[…] Подробнее читайте в материале http://mospravda.ru/2018/09/26/89026/ […]

1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x