ГОСФИЛЬМОФОНД ОЦИФРУЮТ И МОДЕРНИЗИРУЮТ

Такой подарок к 70-летию этого уникального киноархива решило преподнести Министерство культуры РФ.

Госфильмофонд (ГФФ) — основной архив кинофильмов РФ, который входит в число особо ценных объектов культурного наследия России. Датой его создания считается 4 октября 1948 года, когда вышло постановление Совета Министров СССР, в соответствии с которым Всесоюзное фильмохранилище Министерства культуры СССР было преобразовано во Всесоюзный государственный фонд кинофильмов СССР (Госфильмофонд). В 1957 году Госфильмофонд СССР стал членом Международной Федерации киноархивов (FIAF). В результате активного международного сотрудничества коллекция Госфильмофонда пополнилась тысячами фильмов.
На сегодняшний день коллекция ГФФ насчитывает более 70 тысяч наименований — от немых картин братьев Люмьер, снятых во Франции в 1895 году, до современных российских и зарубежных произведений кинематографа. В 1997 году Госфильмофонд России был помещен в Книгу рекордов Гиннесса как один из трех крупнейших киноархивов мира. В нем хранится около 450 тысяч единиц материала, имеющего отношение к киноискусству: плакаты, фотографии, литературные сценарии, монтажные листы и др.
«Революционные перемены» в ГФФ начались 9 месяцев назад вместе с приходом нового руководителя и новой команды. Сегодня, по словам гендиректора ГФФ Вячеслава Тельнова, оцифровано только 8% коллекции:
«Я хотел бы поблагодарить Министерство культуры РФ за то, что нам предоставлена уникальная возможность в течение пяти лет модернизировать Госфильмофонд. Мы вошли в список национальных проектов, и за 5 лет Госфильмофонд будет полностью переоснащен. Задача, которая стоит перед нами, — оцифровать весь наш архив».
Как отметил гендиректор ГФФ, одним из первых шагов по модернизации работы архива стало упразднение всех непрофильных активов и подразделений. Были ликвидированы подсобное хозяйство, лесопилка, кинологическая служба и «огромное количество представительств за рубежом». Кроме того, в январе 2018 года в ГФФ была проведена проверка Генпрокуратуры, в ходе которой было выявлено «нарушение законодательства в сфере обеспечения сохранности национального кинофонда». На сегодняшний день, по словам Вячеслава Тельнова, данное нарушение полностью устранено – на постоянное хранение приняты все материалы, которые находились на территории ГФФ и не были разобраны при старом руководстве.
С июня 2018 года Министерство культуры стало учредителем Госфильмофонда России, после чего был утвержден новый Устав организации.
«С этого года, года 70-летия, начинается новая страница в истории Госфильмофонда», — без ложной скромности резюмировал первые итоги начавшихся перемен замминистра культуры РФ Павел Степанов.


Сейчас в главном киноархиве страны меняются не только методы и способы хранения старых кинолент, но и сами правила его пополнения. Так, уже с 1 января 2019 года Министерство культуры РФ совместно с Госфильмофондом планируют упростить процедуру получения прокатного удостоверения. Если сейчас для получения прокатного удостоверения производящей компании необходимо сдать в ГФФ один экземпляр своего фильма на пленке, то со следующего года видеоматериал будет приниматься в цифровом виде. По мнению замминистра культуры РФ Павла Степанова, это нововведение «серьезным образом упростит как получение прокатного удостоверения, так и сделает этот процесс более удобным для правообладателей и прокатчиков, которые обращаются за выдачей прокатного удостоверения». Но, по мнению ряда экспертов, отсутствие кинокопии на пленке может привести к утрате кинонаследия, ведь пленка хранится сотни лет, а цифровой материал каждые 5 лет надо перегонять с одного носителя на другой.
В ближайшее время изменятся принципы работы киноархива и со зрителем.
«Еще одна большая задача – сделать Госфильмофонд организацией, открытой для обычных людей. Чтобы не только специалисты могли смотреть эти фильмы», — убежден Вячеслав Тельнов.


Отчасти решению этой задачи должно поспособствовать открытие после реконструкции кинотеатра «Иллюзион» (25 августа 2018 года), который является главной площадкой Госфильмофонда для популяризации коллекции архива. Теперь демонстрация шедевров мирового кинематографа будет производиться здесь в круглосуточном режиме. «Иллюзион» был открыт 18 марта 1966 года специально для показа картин из фонда. Тогда фильмом-премьерой стала картина «Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна.

Сергей ИШКОВ.

Фото автора и из открытых источников.