ДЕВЯТЬ ШАГОВ К ПРЕОБРАЖЕНИЮ

В этой торжественной мессе, премьера которой состоялась в Концертном зале имени П.И. Чайковского 13 октября, соединились классика и новые звуковые традиции. Академическое исполнение и рок.

Работать над сочинением «Девять шагов к преображению» композитор Эдуард Артемьев начал тридцать лет назад. Задумал, начал и — отложил. Чего-то не хватало. Может быть, технологических возможностей для воплощения грандиозного замысла? Или же человека, который бы послужил импульсом?
Таким человеком стал Владимир Минин, художественный руководитель и главный дирижер Московского государственного академического камерного хора. В этом (46-м!) концертном сезоне хора Маэстро Минину исполнится 90 лет! Он в прекрасной форме, полон творческих замыслов.
Месса «Девять шагов к преображению» — музыкальное посвящение Владимиру Николаевичу, подарок к предстоящему юбилею. А Хор Минина исполнил произведение. И как исполнил!
Сольные партии: Вероника Джиоева (Большой театр) и Андрей Лефлер (Московское театрально-концертное музыкальное объединение под руководством А. Градского).
В концерте приняли участие Российский государственный симфонический оркестр кинематографии под руководством Сергея Скрипки, капелла имени А. А. Юрлова, детский хор «Весна».
Мы привыкли к тому, что месса — это традиция. Нечто устоявшееся в веках. Эдуард Артемьев меняет это представление. Орган? Скрипки? Альты? Контрабасы? Конечно, да, но вместе с ними — синтезаторы, электрогитары, мощь современного рока.
— Рок-музыка позволяет записать практически любые звуки, — считает Эдуард Артемьев. — Все, что звучит в природе. У нее широчайший спектр возможностей. Мне мало симфонического оркестра. Мне нужен «саунд», который придумали рок-музыканты. Сияющий, могучий. Нужна мощь, экспрессия, которой часто не достает в традиционном оркестре.
Рассуждая о будущем музыки, композитор говорит: «Это будет мистерия. Будет величайшее искусство, как в Средние века, когда Библия игралась всем городом. Это будет невероятное потрясение».
— Для меня это самый необычный и самый значимый проект, — говорит Андрей Лефлер. — Меня буквально окунули в академическую среду. Я в ней, признаться, плаваю. Спасибо Эдуарду Николаевичу и Маэстро Минину. Они направляют в правильную сторону. Петь на латыни для меня — новый и весьма необычный опыт. Мне кажется, что в этом произведении рок и классика идут рука об руку.
Сергей Скрипка считает, что для многих слушателей «Девять шагов…» станет и преображением, и откровением: «Это произведение, в котором чуткое ухо композитора уловило, что происходит в мире, в стране, что происходит со всеми нами».
— «Девять шагов…» — это осмысление человечества, мятущегося в этом вздыбленном мире, — так описывает свои впечатления от мессы Владимир Минин. — Современное человечество, добившееся технологического прогресса, не осознает, что происходит падение морали и совести.
Для Владимира Николаевича Минина это далеко не первое музыкальное приношение. Свои произведения Маэстро посвящали Свиридов, Дашкевич, Гаврилин и многие другие композиторы. Но, возможно, месса Эдуарда Артемьева станет самым необычным, самым значимым подарком.

Яна МАЕВСКАЯ.

Фото из открытых источников.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x