У НАС ВЕТЕРИНАР ПРЕПОДАЕТ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК, А СКОЛЬКО УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ?

Министр просвещения Ольга Васильева выступила на правительственном часе в Госдуме с информацией «О мерах по повышению качества образования, а также оказанию профориентационной поддержки обучающимся в общеобразовательных учреждениях».
Именно на просвещении депутаты решили опробовать новый расширенный формат правительственного часа с серьезными оргвыводами в виде рекомендаций.
Разумеется, после Дмитрия Ливанова Васильевой есть что рассказать и чем похвастаться. На думскую трибуну министр вышла вооруженная цифрами.
Система общего и среднего профессионального образования — это 26 миллионов наших детей, почти 83 тысячи образовательных организаций, в которых на сегодняшний день работают 2,2 миллиона педагогов.
Россия всегда имела большой и успешный опыт международных исследований, будем продолжать и возьмем средний коэффициент TIMSS, PTRLS, PISA по охвату наших детей дополнительным образованием. По TIMSS (это начальное образование) мы занимаем лидирующее положение в обществе, опережая Китай и Финляндию. Наши дети, заканчивая 4-й класс, дают прекрасные результаты по читательской грамотности, по естественно-научному циклу, математическим знаниям.
Что касается PIRLS, ситуация тоже хорошая. Что касается PISA, это исследование, которое проводится по окончанию 9-го класса. И вот здесь на сегодняшний день наши позиции не очень высоки — 36-е место: функциональное чтение, естественно-научные знания и математические возможности и умения.
В 86-м году мы были первые по PISA, надо вернуть в школы функциональное чтение: ребенок читает текст, понимает его содержание и может тезисно изложить.
Планирует Васильева охватить к 2024 году 80 процентов наших детей дополнительным образованием. Очень важно, чтобы 25 процентов детей к 2024 году занимались по дополнительным программам естественно-научного и технического направления деятельности. Планируется создать в каждом городе с населением от 60 тысяч и выше кванториумы. В тех труднодоступных местах, где создание стационарных кванториумов представляется сложным, создается сеть мобильных кванториумов. 6 миллионов российских школьников к 2024 году должны заниматься качественным и хорошим дополнительным образованием. Продолжается строительство центров по выявлению и сопровождению талантливых детей.
Депутатские вопросы вернули министра с небес на нашу грешную землю. И тут пошли в ход совсем другие цифры, сухая неумолимая статистика.
По данным Васильевой, на сегодняшний день из 40751 школьной организации и 854 частных организаций в 6013 государственных организациях требуется капитальный ремонт, это 14,8 процента общего числа зданий. Число образовательных организаций, здания которых находятся в аварийном состоянии — 414 (1 процент от общего числа зданий). Число общеобразовательных организаций, в которых имеется водоотделение, то есть канализация, 38075 школ, или 93,4 процента от общего числа. Число образовательных организаций, оборудованных кнопкой тревожной сигнализации, 33558, или 82 процента. Число организаций, имеющих медицинский кабинет или пункт в собственности или на условиях договора пользования, на сегодняшний день 26612 школ, или 62,8 процента.
Вопрос о безопасности возникал неоднократно, и Васильева обнаружила достаточно высокую компетентность. Во всяком случае, на таком уровне тема в Думе давно не звучала. Во время предшествующих пленарному заседанию встреч во фракциях Васильева обращалась практически ко всем с просьбой. У нас есть механизмы выявления тех групп детей, которые склонны к суицидам либо к агрессивно-девиантному поведению. Но у нас нет правовой основы, есть система взаимодействия в сети Интернет, но нет правовой основы на это взаимодействие.
Трагедии в Перми, Улан-Удэ, Ивантеевка, Керчь, — ребята, которые это совершили, они относились к той 5-процентной группе, которая называется «тихие дети», которые ничем с точки зрения девиантного поведения не отличались. Латентная девиантность.

Председатель комитета по контролю и Регламенту Ольга Савастьянова рассказала, что на сегодняшний день волнует и беспокоит. Фактически система целевых показателей не позволяет оценить эффективность проводимой работы, и она не отражает итоги этой работы по их результатам. Такой показатель, как охваченность детей дополнительным образованием. Но мы не понимаем, каким образом это влияет на развитие потенциала наших детей. Мы знаем, 100 тысяч новых ученических мест, 25 в том числе и в сельской местности, 100 центров опережающего развития, 500 тысяч преподавателей, которые будут переподготовлены. По большому счету эти количественные цифры нам с вами ни о чем не говорят, потому что они не отвечают на самые главные вопросы — какова реальная потребность и что в этой потребности реально будет достигнуто и реализовано, каким образом этот качественный результат мы с вами можем оценить. Бюджетные показатели, утвержденные в паспорте, не соответствуют бюджетным показателям, которые сегодня представлены непосредственно в проекте.

Вопрос председателя Госдумы Вячеслава Володина министру просвещения Ольге Васильевой имеет простейший ответ: ни одного. Информатику не преподают, она замещена программированием или на худой конец системами счисления.
С моей подготовкой преподавать информатику в колледже оказалось совсем нетрудно, тем более что в 90-е был адекватный стандарт и учебники Симоновича. Однако развитие образования пошло по другому пути. Задача – отучить работать с информацией.
По той же причине гаджет председателя думского комитета по образованию и науке Вячеслава Никонова не источник мудрости, а оружие двойного назначения.
Никонов на думской трибуне показал для убедительности свой мобильник: «Вот этот гаджет обладает возможностями, которыми обладали все компьютеры на планете Земля в конце XX века. Этот гаджет есть у каждого школьника, тот «Мир будущего», к работе в котором мы его должны готовить, он уже здесь. 90 процентов всей информации, которая накоплена человечеством, накоплена за последние два года, и каждый год информация будет удваиваться».

«Дошколка. Да, мы увеличиваем расходы на строительство яслей, но на заседании комитета, где мы обсуждали бюджет, прозвучала цифра — 8 процентов освоение этих средств в 2018 году.
Школы. Мы увеличили действительно расходы на строительство новых школ, но задача, поставленная президентом (ликвидировать вторую смену к 2025 году), не будет решена при даже повышенных темпах финансирования. Не будет решена. Потому что на самом деле количество требуемых мест с 2015 года, когда задача была поставлена, не сократилось, а увеличилось, потому что пришло больше детей в школу, чем вышло из школы и мы построили новых мест в школах.
Школьные автобусы. Мы действительно решали проблему доступности образования с помощью программы школьных автобусов. Она остановлена, ее надо, безусловно, возобновлять.
Интернет. Многие сейчас программы школьные должны реализовываться на высокоскоростном Интернете, это стандарт. У нас обеспечение Интернетом школы — это 2025 год. 2025 год, когда информация уже увеличится в десять раз, и выйдем мы на 50 мегабит для сельских школ и на 100 мегабит для школ городских.
Концепция образования, ГОС — хорошее движение, в правильном направлении, но медленно, медленно, мир развивается гораздо быстрее, чем мы обновляем федеральные государственные образовательные стандарты и примерные образовательные стандарты.
Родные языки. Мы здесь обсуждали эту проблему, президент подписал указ о создании фонда поддержки родных языков, но на сегодняшний день в образовательной системе используются 24 языка для преподавания и 81 язык изучается как предмет. В настоящее время есть только утвержденные федеральные учебники по 6 языкам и образовательные программы по 13. Огромная предстоит работа дальше.
Образование, как у нас записано в законе, это воспитание и обучение. На обучение деньги у нас предусмотрены, на воспитание деньги у нас не предусмотрены, хотя у нас финансирование образования нормативное.
Национальная система учительского роста замечательно запущена, но сейчас очень многие учителя переживают, что это приведет просто к новой бюрократизации. Учителей заставят сдавать экзамены. А почему учителей? А почему не преподавателей вузов?
И вообще дебюрократизация — это проблема, которая, к сожалению, не решена, а в интернет-век это можно решить, если действительно обязать образовательные организации иметь исчерпывающий объем той информации, которой могут заинтересоваться любые контролирующие органы, просто на сайте … организации.
Дополнительное образование исключительно важно, но нам надо возвращать в школы трудовое воспитание, трудовое обучение. Большая работа, но ее надо довести, и комитет в этом участвует.
Среднее профессиональное образование.
Мы научились выигрывать WorldSkills, но денег на WorldSkills у СПО нет, они это делают за счет внебюджета».
Обычно много говорят о снижении уровня знаний по физике. Однако физика, математика и информатика – это все ремонтируется в системе образования через исторический разрыв. Есть направление, где это невозможно – биология с генетикой. То есть не только школьники, но и учителя не имеют картины нашего собственного состояния и эволюции. Хотя среди учителей биологии я видел настоящих подвижников, однако они зашорены и умучены выживанием. Летняя школа МГУ для повышения квалификации учителей биологии закрыта.
Так что недофинансирование образования — вопрос все же не первый на фоне кривого направления развития, потому что генетику с кибернетикой запретили не большевики, их сдали в угоду транснациональным корпорациям, аффилированным с правительством США. Особенно тяжелый разгром начался с 70-х прошлого века, пожаром перекинувшись в век новый.
Про генетику с кибернетикой хотя бы говорят, пусть и невпопад, как сегодня Борис Чернышов. Однако с психологией ситуация еще хуже, ее превратили в дубину войны с детством через ЮЮ и разрушение семьи. Система Кречмера с опросником Айзенка вычеркнута, на первом плане мутный Гештальт с психоанализом. Бездумно раскручивать такую психологию наверно, все же неправильно.
Все эти вопросы имеют прямое отношение к курсу страны, и они выше компетенции министра просвещения. В отличие от предшественника, Ольга Васильева ведет неравный бой практически без поддержки.
Лев МОСКОВКИН.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x