МЫ ВАМ НЕ «БЕНЗОКОЛОНКА»!

Как воспитать новое поколение ученых и инженеров, которые смогут, наконец-то, диверсифицировать остающуюся преимущественно сырьевой российскую экономику?

Обсуждению этой темы было посвящено заседание «круглого стола» в Общественной палате РФ, инициатором проведения которого стали Комиссия ОП РФ по развитию образования и науки и Общероссийская общественная организация «Нанотехнологическое общество России».
«Сейчас, если посмотреть на экспорт нашей страны… Про нефть и газ мы слышим много… Но задача состоит в том, чтобы мы присутствовали и на других рынках», — подчеркнул президент «Нанотехнологического общества России» Виктор Быков, задавая направление дискуссии.
Меду тем, пока лишь 17% выпускников российских школ сдают ЕГЭ по естественно-научным дисциплинам. Эту цифру привел руководитель дирекции популяризации группы компаний «РОСНАНО» Сергей Филиппов, выступая перед участниками «круглого стола», посвященного обсуждению проблемы подготовки будущих российских ученых и инженеров. Чтобы как-то переломить сложившуюся ситуацию и пробудить в подрастающем поколении интерес к изучению этих дисциплин представитель «РОСНАНО» даже предложил «геймифицировать» учебный процесс: «Как показали опросы, 50% родителей не против того, чтобы в процессе обучения использовались элементы компьютерных игр. Так мы надеемся вовлечь детей в изучение естественных наук».
Тему «замотивированности» детей поднял во вступительном слове и известный физик-теоретик, почетный секретарь Общественной палаты РФ академик РАН Евгений Велихов: «Важно, чтобы у учеников просыпался собственный интерес. Когда я начинал и еще был школьником, большое значение для меня имел школьный кружок. По-моему, у преподавателя даже не было инженерного образования, но он был замечательным человеком. Нам было интересно заниматься, мы работали очень активно. Еще один важный момент — взаимодействие с реальными организациями. Еще в детстве отец привез меня на завод «Севмаш», и я до сих пор с ними взаимодействую».
Президент «Нанотехнологического общества России» Виктор Быков в качестве позитивного примера качественного технического образования привел образовательный центр «Сириус», созданный в декабре 2014 года по инициативе Владимира Путина на базе сочинских олимпийских объектов. Целью его работы является раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка одарённых детей из всех регионов России, проявивших выдающиеся способности в области естественно-научных дисциплин, искусств и спорта. В нем ежемесячно проходят бесплатное обучение 600 детей в возрасте 10–17 лет, которых сопровождают более 100 преподавателей и тренеров.
«Одна из затей, которые мы, я думаю, проведем в жизнь — чтобы после того, как человек побывал в «Сириусе», он не отрывался от этой среды. Возможность такая есть. Например, теми же приборами можно управлять через интернет. Тогда можно будет делать так, чтобы ребята продолжали жить в этих интересных технологиях», — отметил Виктор Быков.

Еще одним примером позитивных сдвигов в деле подготовки инженерных и научных кадров является, по мнению президента «Нанотехнологического общества России», создание по стране целой сети детских технопарков – «Кванториумов»: «Там есть лаборатории, где можно выполнять всякие интересные работы. Пока они больше играют демонстрационную роль, но, я думаю, это дело изменится, и это будут места, где ребята смогут получать серьезные дополнительные знания».
Он рассказал и о созданной им компании NT-MDT (Molecular Devices and Tools for Nanotechnology), которая разрабатывает и производит научное оборудование для нанотехнологических исследований, в частности сканирующих зондовых микроскопов: «Нас некоторые называют «страной-бензоколонкой». Но наши приборы (их уже более пяти тысяч) работают более чем в 60 странах мира. Что важно, мы делаем приборы и для школьников. Работая на них, ребята получают очень хорошие навыки, которые чрезвычайно важны для них».
Развивая тему, вице-президент Российской академии наук Алексей Хохлов сообщил участникам «круглого стола» о планах академии по созданию в российских регионах целой сети «базовых школ РАН»: «Цель проекта – создание максимально благоприятных условий для развития одаренных детей. Что же такое базовые школы РАН? Это школы в регионах страны, которые по официальным рейтингам показывают высокие результаты достижений школьников в предметных олимпиадах и конкурсах. Мы проанализировали все эти рейтинги, проанализировали результаты поступления в ведущие вузы, достижения школьников в Едином государственном экзамене, в олимпиадах (в том числе международных) и отобрали определенное количество школ». В проекте, по его словам, примут участие 110 школ из 32 субъектов РФ: «Мы при этом пока оставим «за скобками» Москву и Санкт-Петербург, так как там учредительство подобных учебных заведений ведется на региональном уровне».
В каждом регионе при ВУЗах будут созданы «Научно-образовательные центры», которые будут поддерживать «базовые школы РАН». Учащимся этих школ академия предложит научные курсы, факультативы исследовательской направленности, индивидуальные консультации с ведущими учеными, научно-популярные лектории, интеллектуальные творческие конкурсы и так далее. Еще одним важным направлением станет повышение профессиональной квалификации педагогических работников этих школ на базе РАН. Кроме того, проектом предусмотрено укрепление материально-технической базы самих этих школ (например, создание лабораторий).
Завершая работу «круглого стола», заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки Александр Русаков подчеркнул, что работа по воспитанию будущих российских инженеров и ученых должна носить системный характер: «Возникает ситуация, когда на федеральном уровне идет прямое участие в программах регионов. Но если не будет общей системы (ред. – поддержки этих программ на региональном уровне), то мы попадем в ситуацию разобщенности, и это не позволит решить те задачи, которые поставлены (не только Президентом РФ, но и обществом».

Сергей ИШКОВ.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x