В Москве началась реставрация двух памятников Николаю Васильевичу Гоголю – работы Николая Андреева на Никитском бульваре, 7а и Николая Томского на Гоголевском бульваре. По предварительным оценкам, работы продлятся около двух лет.
Руководитель Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов сообщил, что оба памятника находятся в неплохом состоянии. «Однако время внесло свои коррективы: появились трещины, потеки и сколы. Их необходимо устранить, – добавил он. – И так совпало, что реставрацию обоих монументов мы начинаем в год 210-летия одной из самых загадочных фигур отечественной литературы».
– Последний раз памятник на Никитском бульваре реставрировали в 1993 году, – рассказал нам реставратор Олег Кабакин. – В 2007 и 2008 годах делали профилактические работы: в первый год – скульптуру, во второй – барельеф. Памятник стоит рядом с оживленной трассой, поэтому воздействие на него очень сильное.
По словам реставратора, памятник будет очищен от сажи и солевых потеков. У барельефа разгерметизировались швы – их необходимо зачеканить. Сколы и трещины устранят. А патину, которой покрыт памятник, уплотнят.
– Патина – это защита бронзы от воздействия окружающей среды, – пояснил реставратор. – Когда делают памятник из бронзы, то его сразу покрывают слоем патины, она, как корка, защищает металл.
Это означает, что даже очищенный Гоголь не будет сиять бронзовым светом – он останется темно-зеленым, каким и был изначально, в год установки.
Итак, 210 лет назад, в 1809 году, в Миргородском уезде Полтавской губернии в семье Гоголь-Яновских родился мальчик Николай. 110 лет назад, в 1909 году в Москве на Гоголевском бульваре был открыт памятник. Николай Андреев вложил в него очень много сил и труда: он ездил на Полтаву к сестре писателя Ольге (она умерла в 1907 году), раскладывал в своей мастерской сочинения Гоголя. Он настолько проникся сущностью писателя, что создал совершенно необыкновенный, живой и потому вызвавший недовольство общественности памятник.
Четыре барельефа на постаменте изображают персонажей наиболее знаковых произведений писателя: на одной стороне толстый городничий из «Ревизора» в окружении своих подчиненных, на другой – персонажи «Петербургских повестей», на третьей выступают в ряд Ноздрев, Манилов, Коробочка и прочие «мертвые души», на четвертой выступают жители Миргорода. И над всеми этими живыми, гениальными творениями – фигура писателя, изображенного в последний период его жизни.
А этот последний период был страшен!.. В нем были печально известные «Выбранные места переписки с друзьями», проповеди о смирении, написанные с величайшею гордыней, работа над вторым томом «Мертвых душ» (сохранившиеся главы показывают тяжелый душевный разлад писателя), наконец, финальная голодовка, сожжение рукописей и смерть от истощения…
«Вместо великого писателя нам показали больное существо», – возмущалась общественность. Газета «Правда» писала, что памятник искажает «образ великого писателя, трактуя его как пессимиста и мистика». И 60 лет назад – еще один юбилей! – монумент был перенесен во двор дома №7 по Никитскому бульвару. А на Гоголевском бульваре установили памятник работы Николая Томского. Именно он лучше всех смог отразить «подлинный облик великого писателя-сатирика». Так решили члены Всесоюзного комитета по делам искусства при Совнаркоме СССР.
Вот так и получилось, что в Москве два памятника Гоголю, и оба – очень-очень разные. Какой же из них является «подлинным обликом»? Писатель был настолько многогранной фигурой, что на этот вопрос ответить очень сложно… Памятник Томского стандартен: это задумчивый писатель с книгой в руке, одетый в «крылатку» – плащ с длинной пелериной. И про него мало что можно сказать. Памятник Андреева заставляет задуматься: не является ли гениальность обратной стороной безумия?
Видимо, писатель, склонный к мистицизму (неправа была «Правда»!), с обостренной интуицией понимал всю сложность задачи, которая встанет перед скульпторами. Недаром он писал в «Выбранных местах переписки с друзьями»: «Завещаю не ставить надо мною никакого памятника и не помышлять о таком пустяке, христианина недостойном. Кому же из моих я был действительно дорог, тот воздвигнет мне памятник иначе: воздвигнет он его в самом себе».
Но «подлинный образ» или нет, банальным или неординарным вышел монумент – хорошо, что их два. Хорошо, что они разные.
И, будем надеяться, реставрация пойдет им на пользу. И два таких разных Гоголя будут еще долго украшать Москву.
Яна МАЕВСКАЯ.
Фото автора.