НАСТОЯЩИЕ ИНДЕЙЦЫ СОХРАНИЛИСЬ ТОЛЬКО В МОСКВЕ

Семинару «Гайавата» имени Ващенко исполнилось двадцать лет.

Есть некий стандартный набор героев детских игр «на все времена», от Тома Сойера и до наших дней – пираты, рыцари, индейцы. Проходит время, мы взрослеем, а игры забываются… или становятся чем-то более серьезным. Индейцы – это символ вольной жизни, борьбы, страданий, геноцида, единения с природой, порядочности, правды… Они привлекают нас мудростью вождей, смелостью воинов, яркостью костюмов. Начитавшись романов Фенимора Купера, Майн Рида, Карла Мая, насмотревшись на Гойко Митича и вдохновившись строчками Лонгфелло, некоторые люди решают не расставаться с детскими играми, а идти дальше.

Двадцать лет назад, в 1999 году, филолог, переводчик, специалист в области мифов Александр Ващенко решил открыть в Москве семинар, который он назвал «Гайавата». Семинар проходил в библиотеке имени Волошина, и на него всегда собиралось много людей. Чтение докладов переходило в «русско-индейский чай» и неформальное общение, во время которых даже бывали стихотворные экспромты на индейскую тему и даже небольшие костюмированные представления. В основном семинар «Гайавата» был посвящен коренным жителям Северной Америки – от северной Мексики до крайнего севера.

— Я познакомился с Александром в 1985 году, — вспоминает профессор Эндрю Вигет (Andrew Wiget). – Тогда я работал в Пенсильванском университете над биографией американского индейского поэта Саймона Хортиса. И вдруг мне говорят, что здесь есть советский ученый, который занимается американской литературой, и один из них будет рассказывать как раз о литературе американских индейцев. Я был очень удивлен! В середине восьмидесятых годов в Соединенных Штатах тема литературы индейцев была довольно маргинальной. В России тоже этой темой не занимались. И вот этот молодой человек сделал очень интересный доклад о романе «Дом, из рассвета сотворенный» (Наварр Скотт Момадей, племя кайова). У меня было такое чувство, словно я долго плавал один по пустому океану и наконец нашел родственную душу!…

По словам Эндрю, литература индейцев изменила его, превратила из филолога в антрополога, в человека, страстно увлеченного культурой, историей, мировоззрением индейцев. Подобная трансформация произошла и с Александром Ващенко.

— Александр Владимирович был очень душевный человек, — вспоминает кандидат исторических наук Денис Воробьев. – Он не делал разницы между людьми – мужчинами и женщинами, профессионалами и любителями, старыми и молодыми. К каждому мог найти свой подход.

И точно так же на семинары, организованные филологом, специалистом по иностранной литературе, приходили (и приходят до сих пор) историки, археологи, этнографы, антропологи, лингвисты – да и просто любители, увлеченные люди.

В 2013 году, после ухода Александра Ващенко из жизни семинар на какое-то время перестал собираться. Казалось, что со смертью своего вождя «Гайавата» прекратил существование. Однако нашлись люди, которые подняли упавший огонь и понесли его дальше.

— У нас было желание, был энтузиазм, но не было помещения, — рассказал Никита Шишелов. — Два месяца 2017 года мы собирались в библиотеке №106. Потом нам удалось заинтересовать администрацию Библиотеки иностранной литературы, в стенах которой мы провели четыре года. Затем мы переехали в библиотеку имени Бунина на улице 1905 года, и я считаю, что это очень символично – ведь именно бунинский перевод «Гайаваты» на русский язык считается самым лучшим.

С приходом новых людей семинар обрел новые черты. Он получил четкий график – теперь индеанисты собираются каждое третье воскресенье месяца. Во-вторых, доклады стали записывать на видео, монтировать и выкладывать на ютуб – дань современным технологиям. К сожалению, новые библиотечные правила исключают чаепития. Однако есть и другие возможности неформального общения – например, можно сыграть в ацтекскую игру «патолли».
Расширился и круг тем. Теперь «Гайавата» охватывает не только Северную, но также Южную и Центральную Америки. Появился сайт «Мир индейцев», на котором собрано огромное количество как профессиональных, так и художественных текстов. На базе докладов семинара выпущено несколько книг – последней стал сборник «Прирожденные мастера» о хозяйственных достижениях индейцев, о керамике разных регионов, календаре майя, ювелирном искусстве навахо и… о съедобных растениях Северной Америки – скромный вклад в семинар автора этих строк.

Словом, к своему двадцатилетию семинар стал зрелым и сильным. Как истинный индеец, он хранит память о своем прошлом и с надеждой смотрит в будущее.

Яна МАЕВСКАЯ.

Фотографии предоставили Данчевская О., Дида С.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x