В АКАДЕМИКИ СО ШКОЛЬНОЙ СКАМЬИ

Как стать академиком? Сначала отучиться в институте, потом в аспирантуре, стать кандидатом наук, затем доктором наук. Следующая ступень – член-корреспондент. И уже после того – академик. Кстати, весь этот трудовой путь необходимо подтверждать научными трудами и изданием множества книг. Но можно выбрать и иной путь: стать учеником академического класса московской школы.

Конечно же, последнее шутка. Но вот академические классы в московских школах действительно есть. И работают они в рамках городского проекта предпрофессионального образования «Академический класс в московской школе».

Как все начиналось

Чуть больше трех лет назад, а именно в конце 2016 года десять столичных учреждений среднего образования включились в проект «Академический (научно-технологический) класс в московской школе». На сегодняшний день такие классы открыты в 24 школах, а еще 20 школ являются кандидатами в проект. Занятия в академических классах ведут научные сотрудники вузов.

— Наша школа стала одним из первых участников проекта, — рассказал директор школы №444 Павел Северинец. — Обучение в академических классах основано на погружении учеников в научно-исследовательскую и проектную деятельность. В рамках занятий ученики делают научные исследования на современном лабораторном оборудовании, которое мы закупили. Это дает им возможность осваивать современные методы научных исследований, выдвигать и проверять гипотезы, самостоятельно получать новые научные знания. Обучение в академических классах построено в метапредметной плоскости, поэтому школьники изучают разные дисципины, в том числе нанотехнологию, энергетику, радиофизику, биотехнологию, генетику, астрономию и космические науки.
Наука для жизни

Кстати, два года назад для того, чтобы работа в академических классах шла более продуктивно, был сформирован перечень необходимого для уроков оборудования. В него включили приборы и лаборатории по трем направлениям: информационно-технологическое (оборудование для конструирования исследовательских роботизированных систем, оборудование для организации робототехнических соревнований, наборы для проектирования, разработки и изготовления проектов Do It Yourself «Сделай сам»); биохимическое (цифровые лаборатории по физхимии, биохимии, физиологии, экологии) и физико-химическое (оборудование для проведения физико-химических исследований и проектов, экспериментов и опытов, наборы цифровых лабораторий для изучения физхимии).

Впервые на широкую «сцену» ученики академических классов вышли в 2016 году, когда в Москве состоялась конференция «Наука для жизни». На ней было представлено 110 работ, из которых 13 стали победителями и 15 – призерами. В прошлом году на конференцию поступило уже более 460 проектов. Победителями стали 43 работы, 68 работ – призерами.

Два года назад ученики академических классов впервые приняли участие в независимой оценке качества знаний — предпрофессиональном экзамене. Теоретическая часть экзамена проходила на базе Центра независимой диагностики, практическая часть – на базе вузов, в частности МИФИ, РУДН, МИРЭА, МПГУ, МХТУ им. Д. И. Менделеева, МИСиС, Финансового университета. Теоретическую часть сдавали 800 учеников, практическую – 760. 504 школьника сдали экзамен на 60 баллов и выше, 135 – на 81 балл и выше.

Еще оно достижение учеников академических классов – это успешное участие в конкурсе проектных и исследовательских работ, который прошел в рамках Международного конгресса «Биотехнология: состояние и перспективы развития. Науки о жизни». На конкурс были представлены 23 работы по шести направлениям: фундаментальные вопросы биотехнологии; геномная инженерия; биотехнология и медицина; биофарма; биоинформатика; биоэкономика. Победителями стали ученики школы №1520 им. Капцовых и школы №1553 им. В. И. Вернадского. В числе призеров – учащиеся московских школ: №444, 1584, 1530 «Школа Ломоносова» и «Лицея города Троицка».

– Два наших школьника – Григорий Иванов и Олег Сидоренков представили на международный конкурс «Транспорт будущего» своей проект по исследованию магнитной левитации, – рассказал куратор академического класса школы №444 Роман Колтунов. – Ребята сделали макет платформы, которая движется на магнитной подушке над дорогой под воздействием охлажденного азота. И рассчитали, какую массу груза может нести такая платформа. Исследование показало, что чем больше платформа, тем большую массу она может перевозить. Консультантами школьников при подготовке проекта стали научные сотрудники Института радиотехники и электроники РАН. Ученики нашего академического класса занимаются разными исследованиями: кто-то радиоэлектроникой, кто-то биоорганической химией, кто-то выполняет проекты в Институте проблем передачи информации. Одним словом, школьники делают проекты с разными академическими вузами. Например, разрабатывался проект по исследованию влияния Солнца на радиосвязь на Земле. Его наши ученики выполняли вместе с научными руководителями из Института космических исследований. В результате были даны рекомендации, как защищать средства связи во время вспышек Солнца. Сейчас в этом же институте на основе анализа движения двойных звезд ребята готовят работу о происхождении и развитии Вселенной. Задача нашего академического класса – показать ученикам, что такое наука, дать возможность попробовать ей позаниматься. И понять, интересна ли им такая работа в будущем или нет. Учеными становятся не многие, а вот хорошими прикладными специалистами учеба в академическом классе им стать наверняка поможет.

В этом году партнерами проекта «Академический класс в московской школе» стали еще несколько вузов, в частности РЭУ им. Г. В. Плеханова, Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К. А. Тимирязева, Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, Московский государственный технологический университет «Станкин», Московский государственный психолого-педагогический университет, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Быть молодым ученым почетно и… выгодно

Быть молодым ученым почетно и … выгодно

На этой неделе в стране будет отмечаться День науки. В честь праздника молодые ученые столицы получат награды мэра Москвы Сергея Собянина. В этом году на конкурс поступило 837 заявок от более чем тысячи человек. Лауреатами станут 87 человек. Премия составит по 2 миллиона рублей.

Премии традиционно будут вручать по двум направлениям и 22 номинациям: за исследования в области математики, химии, физики, биологии, гуманитарных, общественных, технических и инженерных науках, ИКТ; за разработки в сфере биотехнологий, авиационной и космической техники, городской инфраструктуры, фармацевтики, нанотехнологий, приборостроения, электроники, энергосбережения, защиты информации.

Премии присуждаются молодым ученым индивидуально и коллективно. В случае, если лауреатом становится коллектив ученых, то премия делится между всеми участниками поровну.

А знаете ли вы?

8 февраля 1724 года в России была основана Академия наук.

Мона Платонова.

Фото: Zanmsk.ru

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x