В Государственном музее А. С. Пушкина (ул. Пречистенка, 12/2) открылась выставка, приуроченная к 225-летию со дня рождения А.С. Грибоедова. Она посвящена Москве – городу, который внес в летопись жизни и творчества писателя весьма важные страницы.
В Москве Грибоедов родился и прожил безвыездно почти восемнадцать лет. Здесь он учился, осознал свое литературное призвание, отсюда в 1813 году отправился на военную службу. Позже он был в Москве проездом несколько раз в самые важные периоды своей жизни.
Самому из них долгому пребыванию в Первопрестольной, с марта 1823-го по май 1824 года, Грибоедов обязан своим литературным шедевром – комедией «Горе от ума». Произведение вошло в золотой фонд русской литературы. Афористический стиль комедии «Горе от ума» способствовал тому, что многие ее выражения стали крылатыми. «Половина стихов должна войти в пословицу», – писал А.С. Пушкин. А воспетая автором Москва того времени навсегда получила название «грибоедовской». В 1828 году поэт дважды побывал в Москве, следуя с текстом Туркманчайского договора к императору Николаю I и отправляясь через три месяца обратно, теперь уже в качестве Полномочного посланника в Персии…
Истинный литературный дар, искусство писать – это прежде всего, искусство видеть и чувствовать. Грибоедов, профессиональный дипломат, в полной мере проявил писательский гений в своем произведении, известном всем со школьных лет, – комедии в стихах «Горе от ума». Как вспоминали современники, «чтобы вернее схватить все оттенки московского общества, он ездил на обеды и балы, до которых никогда не был охотник, а затем уединялся по целым дням в своем кабинете…». Москву первой трети XIX века писатель воспел точно, особенности и нравы «отставной столицы», «светского круга» ее жителей представляет новая выставка в Государственном музее А.С. Пушкина.
Экспозиция состоит из трех разделов.

Первый из них составили материалы, связанные с «московскими страницами» биографии писателя. Это виды Москвы рубежа XVIII–XIX веков; изображения Подновинского гулянья, которое ежегодно на Пасхальной неделе проходило недалеко от дома Грибоедовых; Московского университета, о пребывании в котором писатель на всю жизнь сохранил «самые отрадные воспоминания». Здесь же можно видеть изображения московских бульваров, а также портреты известных писателей, композиторов, актеров, составлявших круг общения Грибоедова.
Следующий раздел выставки посвящен комедии «Горе от ума»: портреты неизвестных первой трети XIX века. Этих людей писатель мог встречать в московском обществе и, наблюдая за ними, создавать свою «картину нравов», «галерею живых типов». Здесь же представлены виды Москвы, в том числе и те места, которые упоминаются в комедии: Кузнецкий мост, Английский клуб и др. Ярким акцентом экспозиции, реально погружающим в атмосферу «грибоедовской Москвы», стал фрагмент интерьера московской гостиной 1820-х годов, а также костюмы Чацкого, Фамусова, Скалозуба, Софьи и других героев к нашумевшему спектаклю «Горе от ума» 1998 года в постановке Олега Меньшикова.
Завершающая часть – виды современной Москвы, связанные с именем писателя; издания его произведений XIX – XX веков; живописные и графические работы художников ХХ века: Ульянова, Кибрика, Шурыгина, Куманькова.
Ксения Артемьева.









