ГРИБОЕДОВ И МОСКВА: КТО КОМУ БЛИЖЕ?

Кузнецкий мост. Литография из альбома Москва, Издания Дациаро. 1825. Из собрания Государственного музея А.С. Пушкина-c

В Государственном музее А. С. Пушкина (ул. Пречистенка, 12/2) открылась выставка, приуроченная к 225-летию со дня рождения А.С. Грибоедова. Она посвящена Москве – городу, который внес в летопись жизни и творчества писателя весьма важные страницы.

В Москве Грибоедов родился и прожил безвыездно почти восемнадцать лет. Здесь он учился, осознал свое литературное призвание, отсюда в 1813 году отправился на военную службу. Позже он был в Москве проездом несколько раз в самые важные периоды своей жизни.

Самому из них долгому пребыванию в Первопрестольной, с марта 1823-го по май 1824 года, Грибоедов обязан своим литературным шедевром — комедией «Горе от ума». Произведение вошло в золотой фонд русской литературы. Афористический стиль комедии «Горе от ума» способствовал тому, что многие ее выражения стали крылатыми. «Половина стихов должна войти в пословицу», – писал А.С. Пушкин. А воспетая автором Москва того времени навсегда получила название «грибоедовской». В 1828 году поэт дважды побывал в Москве, следуя с текстом Туркманчайского договора к императору Николаю I и отправляясь через три месяца обратно, теперь уже в качестве Полномочного посланника в Персии…

Истинный литературный дар, искусство писать – это прежде всего, искусство видеть и чувствовать. Грибоедов, профессиональный дипломат, в полной мере проявил писательский гений в своем произведении, известном всем со школьных лет, – комедии в стихах «Горе от ума». Как вспоминали современники, «чтобы вернее схватить все оттенки московского общества, он ездил на обеды и балы, до которых никогда не был охотник, а затем уединялся по целым дням в своем кабинете…». Москву первой трети XIX века писатель воспел точно, особенности и нравы «отставной столицы», «светского круга» ее жителей представляет новая выставка в Государственном музее А.С. Пушкина.

Экспозиция состоит из трех разделов.

П.Ф. Борель, Н.И. Уткин. Портрет А.С. Грибоедова
П. Ф. Борель, Н. И. Уткин. Портрет А. С. Грибоедова

Первый из них составили материалы, связанные с «московскими страницами» биографии писателя. Это виды Москвы рубежа XVIII–XIX веков; изображения Подновинского гулянья, которое ежегодно на Пасхальной неделе проходило недалеко от дома Грибоедовых; Московского университета, о пребывании в котором писатель на всю жизнь сохранил «самые отрадные воспоминания». Здесь же можно видеть изображения московских бульваров, а также портреты известных писателей, композиторов, актеров, составлявших круг общения Грибоедова.

Следующий раздел выставки посвящен комедии «Горе от ума»: портреты неизвестных первой трети XIX века. Этих людей писатель мог встречать в московском обществе и, наблюдая за ними, создавать свою «картину нравов», «галерею живых типов». Здесь же представлены виды Москвы, в том числе и те места, которые упоминаются в комедии: Кузнецкий мост, Английский клуб и др. Ярким акцентом экспозиции, реально погружающим в атмосферу «грибоедовской Москвы», стал фрагмент интерьера московской гостиной 1820-х годов, а также костюмы Чацкого, Фамусова, Скалозуба, Софьи и других героев к нашумевшему спектаклю «Горе от ума» 1998 года в постановке Олега Меньшикова.

Завершающая часть — виды современной Москвы, связанные с именем писателя; издания его произведений XIX – XX веков; живописные и графические работы художников ХХ века: Ульянова, Кибрика, Шурыгина, Куманькова.

Ксения Артемьева.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x