РОССИЙСКИЙ БЮДЖЕТ СТАЛ «ПРОЗРАЧНЕЕ»

«Прозрачнее» он стал не из-за истощения, как можно было бы подумать в свете всяческих невзгод последнего времени, а в связи с улучшениями «в вопросе публикации ключевой информации, которая помогает общественности понимать суть проводимой бюджетной политики, а также принимаемых решений и результатов».

Особого внимания заслуживает то, что улучшения эти отмечены независимыми международными экспертами, на основании оценок которых ежегодно составляется рейтинг Международного бюджетного партнерства (International Budget Partnership, IBP).

«Индексы открытости Международного бюджетного партнерства – это уникальный инструмент, который применяется уже почти 15 лет. Индекс определяется негосударственной организацией на основе экспертных оценок доступности и качества информации о бюджете для общественности. В анкете 109 вопросов, в итоге выводится средний балл (максимум – 100 баллов). Это уже седьмой обзор, который публикуется этой организацией», — пояснил заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров в ходе онлайн-пресс-конференции на площадке ТАСС.

По словам чиновника, в самом начале, в 2006 году, в этом обзоре участвовало 40 стран: Россия тогда заняла очень невысокое 19-е место:

«Сейчас в обзоре участвовало 117 стран, и РФ заняла 13 – 14-е место, то есть находится в верхней части рейтинга с 74 баллами, что свидетельствует о том, что Россия относится к группе стран, предоставляющих общественности значительное количество информации о бюджете. Мы уже опережаем средний показатель в 1,6 раза и отстаем от максимальных лидерских позиций (это две страны — Новая Зеландия и ЮАР) на уровне 80 — 85%. То есть наше отставание от лидеров не очень значительное».

При этом среди европейских стран по индексу открытости бюджета Россия занимает 4-е место, по индексу надзора за бюджетом — 6-е место и 1-е — среди стран центральной и восточной группы СНГ.

По сравнению с предыдущим рейтингом Россия улучшила свои показатели на 2 балла, с 72 баллов до 74. Это во многом произошло, по словам Алексея Лаврова, благодаря тому, что «мы, как большинство стран с передовой практикой, стали давать больше информации о так называемых налоговых расходах, чего раньше не было (т. е. это налоговые льготы, но увязанные с конкретными целями и их достижением, увязанные с государственными программами, что позволяет каждый год проверять налоговые расходы на их эффективность). Это такая существенная новация в организации нашего бюджетного процесса. У нас более детальной стала статистическая и другая сравнительная информация в отчете об исполнении бюджета и улучшилась структура заключения Счетной палаты на отчет об исполнении бюджета.

В то же время у российской финансовой системы, как признал Алексей Лавров, есть и «проблемные точки», на которые обращают внимание международные эксперты:

«У нас очень большое количество информации размещается на информационных ресурсах Минфина, но она либо не входит в состав материалов, доставляемых в Государственную Думу, либо предоставляется не совсем в том формате. Над этим нам предстоит серьезно поработать. Кроме того, претензии международных экспертов вызывает неполный объем информации, предоставляемый в полугодовом отчете об исполнении бюджета. Традиционно в странах развитых, опыт которых служит критерием выставления оценок, полугодовой отчет занимает особое место: с ним сверяется ход исполнения бюджета с бюджетными проектировками; на его основе делаются более расширенные оценки макроэкономической ситуации. А у нас традиционно это обычный отчет за 2 квартала. Есть основания предполагать, что статус полугодового отчета должен быть «приподнят», он должен стать более подробным. Над этим будем работать. Также нам нужно будет увеличить количество каналов распространения информации о бюджете наряду с более активным вовлечением Общественного совета при Минфине, что и было отмечено международными экспертами. Эксперты также порекомендовали активнее представлять бюджет через СМИ, сделать доступным график подготовки бюджета и включить дополнительно еще ряд параметров в «бюджетный пакет», который вносится в Госдуму».

Как отметил заместитель министра финансов РФ, бюджет должен быть не только «прозрачным», но и интересным для граждан, а интересным он станет для них лишь тогда, когда они смогут иметь непосредственное влияние на формирование бюджета, прежде всего, конечно, на местном уровне.

«Сейчас в Государственной Думе рассматривается законопроект, посвященный так называемому «инициативному бюджетированию», суть которого состоит в том, чтобы создать правовую базу, позволяющую закрепить сложившиеся за последние несколько лет на местах практики (более 60 субъектов РФ уже имеют такой опыт), когда инициативные группы граждан выдвигают проекты, которые финансируются из местных бюджетов», — говорит Алексей Лавров.

Конечно, кризисные явления в экономике, вызванные падением цен на нефть и последствиями пандемии, могут несколько «замутить» индекс прозрачности российской финансовой системы. Тем более что подобные прецеденты в недавнем прошлом уже были: до 2012 года отмечался уверенный рост этого индекса, к 2015 году этот рост замедлился, а в 2017 году было отмечено снижение на 2 балла. Этот спад в 2017 году, как пояснил Алексей Лавров, был вызван непростой экономической ситуацией 2016 года, в связи с которой было приостановлено действие ряда норм Бюджетного кодекса.

Сергей ИШКОВ

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x