ЕВГЕНИЙ ПАШКИН: «ПОМНЮ, КАК ОТКРЫВАЛИ СТАНЦИЮ «МАЯКОВСКАЯ»

Сегодня исполняется 85 лет со дня открытия для пассажиров первой очереди Московского метрополитена. Первая ветка шла от «Сокольников» до «Парка культуры», с ответвлением на «Смоленскую».

Нашему собеседнику – профессору, доктору геолого-минералогических наук, действительному члену Академии архитектурного наследия Евгению Пашкину в то время было только два года. Открытие «Сокольников» он, конечно, не помнит, зато отлично помнит, как открывалось другая, самая красивая станция московского метро «Маяковская» второй очереди московского метрополитена.

— Евгений Меркурьевич,  помните свои  тогдашние эмоции?

— Отлично помню. Меня с собой взял отец, имевший отношение к строительству.  Я испытал потрясение от великолепного убранства станции, словно попал в волшебный дворец. Потрясение было, кстати, всеобщим. Взоры первых пассажиров, спустившихся на платформу, сразу устремлялись вверх, где расположились романтические, радостные, словно наполненные воздухом, мозаичные панно художника Александра Дейнеки.  Когда подошел состав, в котором тогда было всего лишь четыре вагона, мы сели в головной. Моему папе было предложено вместе  с ребенком переместиться в  первую секцию вагона. Теперь уже мало кто знает, но тогда первая секция вагона была отделена перегородкой и предназначалась для пожилых людей и пассажиров с детьми.

Так было где-то до середины сороковых годов, потом, к сожалению, правило упразднилось. А жаль: самое время его вернуть. Тогда наши престарелые сограждане не подвергались бы унижению — стоять перед сидящей, уткнувшейся в смартфоны молодежью.

— Во время войны, 75-летие Победы в которой мы только что отметили, «Маяковская» использовалась как бомбоубежище по ночам, чему есть фотоподтверждения. Ну, а днем?

— А днем здесь продолжали ходить поезда. Интервалы были увеличены. Я тогда жил совсем рядом, и во время холодной зимы 1941 года мы, трое мальчишек из огромного двора, расположенного неподалеку, спускались в метро. В торце станции стоял бюст Маяковского. Там было потеплее, и мы часами играли в футбол тряпичным мячом, сшитым из набитого тряпками старого чулка. Обычно игра заканчивалась, когда мячик улетал на рельсовый путь. Тогда мы затевали другую игру: начинали пускать пятачки по желобку колонн на платформе.

—  Видимо, памятный день открытия «Маяковской» определил ваш дальнейший путь. Вы успешно закончили Московский геологоразведочный институт, и диплом назывался «Оценка инженерно-геологических условий строительства Метромоста в Москве на Ленинских горах». То есть вы строили метромост?

— Да, так и было. Я участвовал, еще будучи студентом, в грандиозном строительстве метромоста на Ленинских горах. Его спешили сдать к Спартакиаде: сутками напролет мы бурили там скважины, поскольку нужно было укрепить оползневой склон. В этот склон и должен был упираться метромост. А затем на меня пришел запрос из Метрогипротранса, где работал в то время знаменитый архитектор Алексей Душкин — автор станции «Маяковская». Естественно, я согласился.

Вообще я хочу сказать, что в те годы в нашей жизни было много романтики, ощущалась огромная масштабность строек, а самое главное — внутренняя ответственность участия в них.  Так было и по стране в целом, и в самой Москве. Я это прочувствовал, еще будучи студентом МГРИ, когда отправился на строительство Сталинградской ГЭС на практику. Был потрясен этой великой стройкой – ее размахом, гигантским котлованом, канатной дорогой! Потом было много других не менее масштабных объектов. Но, коренной москвич, я очень люблю свой город, и, уезжая из него дольше чем на три месяца, всегда скучаю по нашей родной столице.

Справка

Евгений Меркурьевич Пашкин — профессор, доктор геолого-минералогических наук, заслуженный деятель искусств РФ, действительный член Академии архитектурного наследия, государственный эксперт Министерства культуры РФ, почетный реставратор Союза реставраторов России. Родился 30 декабря 1933 года.

Крупный специалист в области инженерно-геологической оценки подземного пространства при строительстве подземных сооружений. Создатель нового направления, связанного с инженерно-геологической диагностикой деформаций памятников архитектуры. Автор 10 монографий и 200 статей.

Елена Булова

 

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x