Старый сторож вышел из своей сторожки, запахнул поплотнее тулуп и направился к богадельне. Была поздняя осень, но снег еще не выпал. Из окна большого каменного дома на пожухлую траву и опавшую почерневшую листву лился какой-то голубоватый неяркий свет. А в стену изнутри как будто кто-то ритмично стучал. «Что такое, — встревожился сторож, — на свет свечи или отблеск огня в печке не похоже. Да и кому там их жечь, ночь на дворе, все спать должны». Сторож поднялся на крыльцо и открыл тяжелую деревянную дверь. Переступил через порог и замер, удивленный, — в комнате никого не было, в смысле людей, а в центре висело что-то отдаленно напоминающее человеческую фигуру и излучало тот самый свет, который лился через окно. Долго рассматривать видение или приведение (кто его разберет?) сторожу не пришлось. Внезапно тяжеленный стол с массивной столешницей стал приподниматься в воздух, как будто его отрывали от пола невидимые сильные руки. Глиняная миска, стоявшая на нем, внезапно сорвалась со своего места и быстро полетела в голову сторожа. Он едва-едва увернулся от летящего предмета, который с силой ударился в дверь и разлетелся на мелкие черепки. Сторожа охватил ужас, он пулей вылетел во двор и заорал во всю мощь своих легких: «Дьявол!»
Этот примечательный случай произошел в Москве поздней осенью 1666 года в богадельне (там жили старухи и сироты) при храме Всех Святых на Кулишках, что по соседству с Ивановским монастырем. (Сейчас это Славянская площадь, рядом с метро «Китай-город».)
Рассказ сторожа записали в церковную книгу: «Бысть всю ночь стук громкий в стенах, и свечение диавольское под сводом разливалось. Беси же собе потеху дея…»
Храм Всех Святых был построен еще в конце XIV века князем Дмитрием Донским в честь победы на Куликовом поле — отсюда и название «на Кулишках». В начале XVI века его решили реконструировать и устроить подземную усыпальницу. Но на этом церковные власти не успокоились — и во второй половине того же века в храме и под полом опять затеяли работы. При этом гробы с останками из подземного склепа перенесли в другое место — то есть потревожили покой усопших. Работы завершились аккурат к осени 1666 года. Как раз накануне явления сторожу некой сущности, которую он однозначно определил как дьявольскую…
Между тем однажды явленный «бес» не собирался покидать богадельню — он не давал ее обитательницам покоя ни днем ни ночью, сбрасывал их с постелей и лавок, стучал и гремел на печи и в углах помещения, кидался в них различными предметами.

По Москве поползли тревожные слухи, священнослужители отказывались проводить службы в храме, на территории которого поселилась нечистая сила. Эти слухи дошли до царя Алексея Михайловича, который велел священникам изгнать злокозненного духа. Те, повинуясь царской воле, пытались бороться с ним молитвой и святой водой — но тщетно. Наконец кому-то пришло на ум призвать на помощь известного своим благочестием преподобного Илариона из Флорищевой пустыни (1632 — 1708 гг.). Он, как сказано в его «Житии», «молитвами своими мог прогонять нечистых духов… Пять недель с двумя иноками там подвизался в молитвах», то есть совершал классический обряд изгнания бесов. Перед завершением обряда раздался страшный грохот, одновременно погасли все свечи, и наступила тишина. Экзорцистам удалось изгнать «беса»! Для закрепления победы Иларион еще 10 недель оставался в богадельне, после чего удалился обратно в пустынь, где стал впоследствии митрополитом Суздальским и Юрьевским (1682 год) и где умер спустя 26 лет.
Вот с тех пор у москвичей и пошло в ход выражение: «у черта на Кулишках» (со временем «кулишки» превратились в «кулички»), которое затем приобрело значение «очень далеко, неведомо где, в глухомани». Кстати, этимологию этого выражения впервые установил в 1856 году профессор Московского университета, этнограф и фольклорист И. М. Снегирев после изучения «Жития» преосвященного Илариона.

Происшествие это считается классическим и вошло во многие источники по истории аномальных случаев. Большинство исследователей сходятся во мнении, что явление «беса» в богадельне при храме — это стопроцентное проявление «полтергейста».
Polter в переводе с немецкого означает «шум», а geist – «дух». Отсюда полтергейст – это шумный дух. Кто-то из экспертов считает, что это неупокоенная душа, а другие утверждают, что это сгусток отрицательной энергии. Причем некоторые исследователи не исключают, что жертва шумного духа может сама являться причиной его образования. Скажем, если человек очень агрессивный, злобный, склочный, словом, заполнен негативной энергией, то вокруг него может формироваться энергетическое облако со знаком минус, что, собственно, и есть полтергейст.
Обычно полтергейст «поселяется» в жилых помещениях, где часто происходят негативные происшествия, например скандалы, драки, убийства, самоубийства. Иногда там, где склочничают, сплетничают и занимаются интригами. Также сущность может формироваться вследствие проклятия и порчи, которую наслали на человека и всю семью. Ну и классика жанра — там, где потревожен прах усопших. (То есть богадельня при храме как нельзя лучше подходила для появления шумного духа — надо полагать, что бабушки там не отличались кротостью нрава, а накануне тут потревожили покойников.)

Как считают эксперты по аномальным явлениям, феномен этот, скорее всего, столь же древен, как и само человечество. Уже в истории Древнего мира можно найти конкретные свидетельства того, что в некоторых жилищах подчас начинают раздаваться шумы, слышатся стуки, передвигаются, а иногда и летают предметы. В течение тысячелетий поведение духа не изменилось: всё то же внезапное появление, шум, материальный ущерб вплоть до разгрома жилища.
Увидеть духа могут лишь люди с экстрасенсорными способностями. Но если он имеет высокую плотность, то жители квартиры или дома, где поселилась эта сущность, могут видеть некое облако. Если же полтергейст является неупокоенной душой, то он может проявляться в виде человеческой фигуры, то есть в виде привидений или фантомов.
Привидения исстари предпочитали являться в замках, дворцах, поместьях и в храмах. Например, в западной части знаменитого собора Святого Павла в Лондоне церковные служители иногда видят призрак пожилого священника.

Одно из самых известных привидений Старой Праги — призрак однорукого вора в церкви Святого Джеймса на Якубской улице.
Да и в Москве таких случаев зафиксировано немало. Вот, например, что случилось в храме Василия Блаженного в 1807 году. Кстати, это происшествие зафиксировано в дневнике англичанки Марты Вильмот, побывавшей в Москве в то время. Сторож храма услышал доносящийся из церкви топот лошадей. Позвав служителя, он стал было открывать двери, но те внезапно распахнулись сами. Перед остолбеневшими очевидцами предстали два витязя в полном средневековом воинском облачении, которые молились на образ Казанской Богоматери. Затем оба воина объявили, что скоро будет битва с французами, и они, воины, поддержат земляков, и Бонапарт падет. Затем они уселись на коней и ускакали из храма. Дело дошло до генерал-губернатора, который призвал к себе этих двух свидетелей. И те под присягой поклялись, что все обстояло именно так. По Москве тут же поползли слухи, что эти витязи были не кто иные, как народные герои Минин и Пожарский, защитившие Москву от поляков…

Большинство исследователей феномена полтергейста уверены, что это физически реальное явление со свойствами, о которых достаточно убедительно и логично сообщалось на всем протяжении его истории. Но вопрос о том, что такое полтергейст — неразгаданные возможности психики или явление бесов, — остается без ответа и по сей день.
Вадим Лапунов