Наверное, одним из самых загадочных уголков Москвы является Останкино. По количеству аномальных явлений и городских легенд Останкино вполне может поспорить с другой московской «знаменитостью» — с Царицынской геопатогенной зоной.
Истоки этих легенд уходят в глубь веков. По мнению археологов, в древности тут было языческое капище, где совершались жертвоприношения. Словом, место языческое, бесовское. Оттого-то уже в христианскую эпоху тут устроили кладбище, куда со всей округи – с ближних и дальних деревень, сел и поселков – свозили тела самоубийц, то есть тех, кто совершил с точки зрения христианской морали страшный грех. На этом кладбище не было крестов и даже отдельных могил. Всех наложивших на себя руки хоронили в одной яме. С тех пор эту местность народ окрестил Останково. Со временем ее стали называть Останкино. Название поменялось, но аномальная сущность этой земли осталась прежней.

Самая известная останкинская легенда связана с загадочной горбатой старухой-вещуньей. Она поселилась в Останково в конце XIII века (по другой версии она жила тут в XVI веке), и звали ее Агафья. Была она колдунья и, как водится, дружила с нечистой силой, занималась знахарством и ведовством. После смерти (по одной из версий смерть колдуньи была насильственней, другая гласит, что Агафья сама свела счеты с жизнью) душа ведуньи не успокоилась и бродит по останкинским окрестностям которое уж столетие подряд — кому-то пророчит беду, а кого-то предупреждает об опасности.
А впервыепоявления ее духа был зафиксирован в 1558 году. (Скорее всего, Агафья являлась и раньше, но о тех «явлениях» не осталось ни письменных, ни устных свидетельств.) Тогдашний владелец тех земель богатый боярин Алексей Сатин собрался распахать пустошь под пашню. И вот тут перед ним предстала старая горбунья, которая заявила: если он, боярин, тронет, мол, эту землю, то с ним непременно случится беда. Сатин в ответ рассмеялся и приказал гнать вещунью прочь. А пустошь начал распахивать, но завершить работу так и не успел. Через три дня после встречи с Агафьей его по приказу царя Ивана Грозного схватили и казнили.
В начале XVIII века очередным владельцем Останкино стал граф Петр Шереметев, который построил там дворец, разбил сады, а местность осушил, приказав вырыть семь прудов. Обустройством усадьбы занимались и его наследники. В 1788 году Останкино унаследовал Николай Шереметев. Это был человек богатый и увлекающийся. Он построил новый шикарный дворец, почистил пруды и окружил их прекрасным парком. В своем дворце Шереметев любил устраивать роскошные приемы и балы. На одном таком оказался император Павел I. И вновь явление Агафьи. Граф хотел было выгнать старуху, но император захотел поговорить с гостьей наедине. Заперся с ней комнате, а когда вышел в зал к придворным и гостям, на нем лица не было. На деликатные расспросы все-таки ответил, что вряд ли доживет до весны. Так и случилось – в ночь на 12 (24) марта 1801 года Павел I был убит заговорщиками в своем дворце.

Побывавший в Останкино император Александр II тоже услышал от призрачной Агафьи предсказание о своей кончине через 25 лет от руки «безбожника». Вряд ли император прожил эти четверть века, все время держа в голове это пророчество. Но после неудавшегося покушения на него в феврале 1880 года, совершенного террористом Степаном Халтуриным, наверняка вспомнил. А окончательную точку в жизни императора в марте следующего года поставили народовольцы, взорвавшие карету, в которой он ехал.
Призрак старухи-вещуньи являлся в Останкино не только боярам и императорам. Правда, было это уже не в позапрошлом, а в прошлом веке.
Так, летом 2000 года около Останкинской башни многие прохожие видели странную старушку в черном. Те, кто проходил рядом с ней, слышали ее бормотанье: «Гарью здесь пахнет…»
И вот в воскресенье, 27 августа того же года, в 15.20 на Останкинской телебашне начался пожар. На высоте примерно 300 метров с башни повалили клубы густого дыма. Вроде бы там и гореть-то было нечему – бетон и металлические конструкции. Но пожар тем не менее буйствовал более суток – его никак не могли потушить. Один за другим отключались телеканалы, Москва на сутки лишилась телевидения. И вот что интересно: в очертаниях клубов дыма многие наблюдавшие за пожаром усмотрели силуэт сгорбленной старухи.

Вообще, телебашня как объект, наверное, лидирует в Останкино по числу слухов, легенд и баек. Скажем, многие увлеченные парапсихологией сограждане уверены, что в районе башни существует портал в иные миры. В народе ходят многочисленные истории, как один охранник из башни был перенесен в другой район Москвы, другой же на короткое время оказался в ином времени. Оба счастливо вернулись назад.
Одни эксперты объясняют аномальные свойства башни тем, что электромагнитное излучение, которое исходит от башни, создает «дыры» в пространственно-временном континууме. Другие эзотерики указывают на изначальное проклятие местности, на которой возвели башню и телецентр. Как-никак построили-то их на месте языческого капища и кладбища для самоубийц.
Есть и третья точка зрения, более приземленная, а точнее – углубленная в землю. Некоторые специалисты полагают, что из останкинской земли исходит довольно мощное теллурическое (иначе – земное) излучение – потоки отрицательной энергии. Карстовые пустоты и множественные подземные коммуникации, проложенные здесь, усиливают негативное воздействие этой энергии на людей и на технику.

Кстати, таких пористых полостей – разломов в Москве предостаточно. Скажем, большая геопатогенная полоса тянется от Останкино до пересечения Беговой улицы с Ленинградским проспектом. Другая, еще более крупная, шириной 2 — 3 км, пролегла от Измайловского парка до Поклонной горы.
Так что у жителей Останкино нет причин особо сетовать на свое исключительное геопатогенное местожительство. А что до повышенного радиофона от башни, то это, возможно, было актуально лет 15 — 20 назад. Сейчас, когда ретрансляторы сотовой связи выросли в городе, как грибы после хорошего летнего дождя, а сотовый телефон стал уже любимой игрушкой младенцев, мы все круглые сутки просто купаемся в океане электромагнитного излучения. И в этом смысле жить в Останкино не лучше и не хуже, чем в любом другом районе Москвы.
Вадим Лапунов.