В Театре Российской армии премьера, посвященная 75-летию Великой Победы. Спектакль «Третья ракета» поставил режиссер, народный артист России Николай Лазарев по одноименной пьесе фронтовика Василя Быкова.
Постановка была запланирована еще на 8 апреля, но из-за пандемии премьеру пришлось перенести на сентябрь. «Этот спектакль – наш Бессмертный полк, наша кровь, наша религия, наш протест против тех, кто рушит памятники советским воинам в Европе, – говорит Николай Лазарев. – Такие авторы составляют совесть драматургии, и мы будем ставить их произведения снова и снова».
Василя Быкова еще при жизни называли классиком и духовным пророком нации, величайшим писателем-гуманистом, воспевавшим «истерзанную войной Беларусь». Писатель воевал на украинских фронтах, с действующей армией прошел всю Европу, дважды был ранен. На войне был старшим лейтенантом, командиром взвода артиллерии. В повести «Третья ракета» он описывает то, в чем участвовал сам, что пережил на войне.
В 1963 году по этой повести был снят художественный фильм, он стал для зрителей «фильмом-потрясением, фильмом высшей пробы, который снимали фронтовики для однополчан. Без фальши и прикрас. Солдатская работа, такая страшная и нечеловечески тяжелая… Обязателен для просмотра молодежи».
Премьера в Театре Российской армии достойно встала в один ряд с этой героической хроникой. Спектакль идет в малом зале, хотя «малым» его можно назвать лишь условно. Пятьсот зрительских кресел, большая сцена, много пространства, впечатляющая торжественность обстановки. Вообще, все интерьеры этого грандиозного театра, само здание с колоннами до небес оставляют сильное впечатление. Очень сильное. Через них чувствуешь мощь, могущество державы и ее защитников. И то, что происходит на сцене, выглядит безусловно убедительным.
Орудийному расчету из шестерых солдат приказано продержаться на занятой позиции до подхода основных сил. Но начинается атака фашистских танков, артиллерии. Немецкой технике противостоит мужество и героизм бойцов. И сразу становится понятно, кто герой, а кто трус. И безумно жаль наших парней, голыми руками сражающихся с железной мощью фашистов.
Пелена тумана со сцены накрывает зал, мы как будто попадаем внутрь происходящего. Действие происходит на авансцене, максимально близко к зрителям. Взрывы и крики создают некую машину времени, переносящую в военное прошлое, такое близкое по генной памяти, по фильмам и книгам. И мы становимся участниками, свидетелями, очевидцами той войны…
Во время действия я вспомнила своего деда, он погиб подо Ржевом в сорок втором, остались лишь солдатские треугольники, которые бережно храним. Моя дочь на уроке мужества читала перед классом как про него написанное: «Я убит подо Ржевом в безымянном болоте… Я убит и не знаю, наш ли Ржев наконец». Наш Ржев, дед! Был, есть и будет. Всегда! Мы тебя помним!
Посмотрев спектакль, я будто встретилась с ним, погибшим за много лет до моего рождения. Услышала то, о чем он говорил с сослуживцами, оказалась внутри его солдатских будней. Удивительным образом диалоги на сцене перекликаются со строчками его писем. Потому что все люди мечтают об одном – «война эта – последняя, больше такой не будет, не должно быть. Чтобы детишкам нашим не хлебать горе…»
Перед атакой солдаты поют песню танкистов.
Болванкой в танк ударило и лопнула броня,
И мелкими осколками поранило меня.
Очнулся я в болоте, глядь, вяжут раны мне,
А танк с броней пробитой догорает в стороне…
И вот нас вызывают в особый наш отдел.
Скажи, а почему ты вместе с танком не сгорел?
Вы меня простите, это я им говорю,
В следующей атаке обязательно сгорю…
Да, безмерно дорогой ценой заплатила наша Родина за Победу. И театры будут вновь и вновь ставить такие честные пронзительные спектакли-хроники. Обязательные к просмотру. Всем. Особенно молодым.
С Премьерой, Театр!
Галина СНОПОВА