СПАСЕНИЕ ЭКСПЕДИЦИИ ДИРИЖАБЛЯ «ИТАЛИЯ»

СПАСЕНИЕ ЭКСПЕДИЦИИ ДИРИЖАБЛЯ «ИТАЛИЯ»

8 октября 1928 года в Москве в Большом театре прошла торжественная церемония чествования участников арктических экспедиций на ледоколах «Красин» и «Малыгин», участвовавших в спасении экспедиции Умберто Нобиле. «Рабочая Москва» (так в 1928 году называлась газета «Московская правда») была активным участником этой экспедиции. Корреспондент газеты находился на борту ледокола «Красин» и оперативно отправлял заметки в нашу ежедневную газету. Дочитайте этот материал и посмотрите как раньше подавали новости, заметим, интернета тогда просто не существовало.

Арктическая экспедиция на дирижабле «Италия» под руководством итальянского исследователя и дирижаблестроителя Умберто Нобиле стартовала из Милана 15 апреля 1928 года. В роли ее организаторов и спонсоров выступили Итальянское географическое общество и Комитет миланских промышленников. Покорителей Арктики лично поддержал глава Италии Бенито Муссолини. 8 мая дирижабль прибыл на арктическую базу на Шпицбергене. Оттуда для научных наблюдений воздушное судно вылетало трижды.

В свой последний рейс «Италия» с экипажем из 16 человек отправилась 23 мая: дирижабль спокойно провел полет до севера Гренландии и направился к полюсу, однако уже в ночь на 24 мая погода испортилась. Несмотря на это, на полюсе участники экспедиции торжественно сбросили освященный Папой Римским крест и флаг Италии, после чего отправились в обратный путь на базу.

Катастрофа произошла утром 25 мая: в 10.30 «Италия» начала падать, а в 10.33 ударилась о лед. В результате падения дирижабль развалился на части. Шесть членов экспедиции взмыли вверх на остатках дирижабля и были унесены ветром на восток. До сих пор они считаются пропавшими без вести. Из 10 человек, оказавшихся на льду, моторист Помелла погиб при ударе, у еще троих, включая Нобиле, были сломаны конечности. На улетевшей «Италии» осталось почти все снаряжение и продовольствие, на льдину при ударе вывалилась лишь палатка и маленькая коротковолновая рация.

Именно ее сигнал 3 июня случайно поймал на самодельный приемник советский радиолюбитель Николай Шмидт – житель деревни Вознесенье-Вохма (Северо-Двинской губернии). В тот же день он отправил телеграмму в Общество друзей радио в Москве.

При Осоавиахиме был создан Комитет помощи «Италии», который возглавил заместитель наркома по военным и морским делам СССР Иосиф Уншлихт. 4 июня информация была передана итальянскому правительству, 7 июня сообщение об этом было опубликовано в газетах. 12 июня ледокол «Малыгин» вышел из Архангельска и взял курс на север. Второй ледокол – «Красин» – покинул Ленинград 16 июня. Однако 20 июня «Малыгин» был затерт льдами недалеко от острова Надежды в Баренцевом море, в связи с чем дальнейшую спасательную операцию проводила команда ледокола «Красин». Ее возглавлял полярный исследователь Рудольф Самойлович, капитаном «Красина» был Карл Эгги. На судне был размещен самолет «Юнкерс» ЮГ-1, на котором летчики Борис Чухновский и Георгий Страубе совершали облет территории в поисках лагеря членов экспедиции. Однако первыми 21 июня его обнаружили иностранные пилоты, а 23 июня на шведском двухместном самолете со льдины был эвакуирован сам Умберто Нобиле.

Утром 12 июля 1928 года ледокол «Красин» обнаружил двух из трех полярников, самостоятельно ушедших за помощью – Филиппо Цаппи и Адальберто Мариано, они были подняты на борт. Ближе к вечеру того же дня «Красину» удалось добраться до лагеря, где были пять последних членов этой экспедиции. Позже все выжившие участники экспедиции пересели на итальянское судно «Читта ди Милано» и отправились нем на родину.

Из 16 человек, отправившихся 25 мая в последний, третий, полет «Италии», погибли и пропали без вести 8.

В конце августа-сентябре «Красин» осуществлял поиски возможного нахождения обломков дирижабля, достигнув острова Земля Георга. Однако «Италию» найти так и не удалось. 22 сентября ледокол получил приказ возвращаться. 4 октября в торжественной обстановке «Красина» встречали в Ленинграде, а уже через 4 дня участников спасательной операции чествовали в мос­ковском Большом театре.

В 1928 году Умберто Нобиле вернулся в Италию героем, однако уже в марте 1929 года государственная комиссия признала его основным виновником провала полярной экспедиции. Сразу после этого Нобиле подал в отставку из итальянских ВВС. В 1931 году он уехал в Советский Союз, чтобы возглавить программу по строительству дирижаблей в подмосковном Долгопрудном.

Сергей ИШКОВ.

 

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x