Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ПОГИБШИХ БЫЛО БОЛЬШЕ, ЧЕМ НА «ТИТАНИКЕ»

ПОГИБШИХ БЫЛО БОЛЬШЕ, ЧЕМ НА «ТИТАНИКЕ»

30 января 1945 года в Балтийском море советская подводная лодка «С-13» под командованием капитана 3-го ранга Александра Маринеско торпедировала немецкий океанский суперлайнер «Вильгельм Густлофф», в результате чего, по разным данным, погибло от 4 до 8 тысяч человек.

Командир С-13 Александр Маринеско

Для сравнения: на «Титанике» погибло около 1,5 тыс. человек…

Характеристики пассажирского лайнера «Вильгельм Густлофф», спущенного на воду в Гамбурге 5 мая 1937 года, были весьма внушительными: водоизмещение 25 тыс. 484 тонны; при десятиэтажной высоте и длине более 200 метров он мог развивать скорость до 15,5 узла.

Как сообщается в романе нобелевского лауреата Гюнтера Грасса «Траектория краба», посвященном истории этой торпедной атаки, изначально предполагалось, что лайнер будет «наречен именем вождя», но сам Гитлер принял решение назвать его в честь убитого в феврале 1936 года в швейцарском Давосе активиста национал-социалистического движения Вильгельма Густлоффа.

Наиболее точные данные о составе пассажиров, находившихся на борту суперлайнера 30 января 1945 года, по версии «Военного обозрения» (статья «Подвиг Маринеско и трагедия «Густлоффа», таковы: 918 военных моряков, 373 из женской вспомогательной части флота, 162 раненых военнослужащих, 173 члена экипажа (гражданских моряков) и 4424 беженца. Всего – 6 тыс. 50. Кроме внесенных в списки, на борт «Густлоффа» попали еще до 2 тысяч беженцев.

В начале 1945 года, как пишет Гюнтер Грасс, сотни тысяч беженцев достигли портовых городов Пиллау, Данцига и Гогенхафена (именно из Гогенхафена отправился в последнее плавание «Густлофф»), чтобы морским путем отправиться на Запад.

Подводная лодка «С-13» под командованием Александра Маринеско до торпедной атаки «Вильгельма Густлоффа» в поисках цели в течение двух недель бороздила воды Балтики. Корабли противника не удалось обнаружить ни у острова Готланд, ни у балтийских портов Виндау и Мемель. И вот наконец, когда уже капитана стала донимать мысль о безрезультатном возвращении на базу в финские Турку или Ханко, был обнаружен огромный транспорт, который двигался с одним небольшим кораблем сопровождения (это был миноносец «Лёве»).

Над Балтикой в этот день бушевала метель, температура воздуха к вечеру опустилась до минус 18, температура воды – 2 – 3 градуса. Маринеско принял решение атаковать корабль с надводного положения. Как пишет Гюнтер Грасс, около 11 часов вечера по московскому времени (по немецкому времени было на 2 часа меньше) «С-13» беспрепятственно приблизилась к цели с левого борта:

«По приказу командира 4 носовых торпедных аппарата были установлены на трехметровую глубину. Расстояние до цели составляло около 600 метров. Нос корабля вошел в перекрестье прицела. (…) Говорят, будто перед уходом «С-13» из Ханко старшина второй статьи Пихур сделал краской надписи на всех торпедах, в том числе и на тех четырех, что были готовы к выстрелу. На первой торпеде значилось «За Родину!», на торпеде во втором аппарате – «За Сталина!», а на гладкой поверхности третьей и четвертой торпеды было написано «За советский народ!» и «За Ленинград!».

После прозвучавшего приказа «Пли», как сообщается в книге «Траектория краба», три из четырех торпед устремились к безымянному для Маринеско кораблю, а одна – с надписью «За Сталина!» – застряла в аппарате, но, слава Богу, не сдетонировала.

О том, что происходило после торпедной атаки на самом суперлайнере, позже рассказал старшина зенитного расчета Гейнц Шен (на верхней палубе «Густлоффа» были установлены зенитки) в своей книге «Гибель «Вильгельма Густлоффа»:

«Тысячи людей впали в панику. Многие начали прыгать за борт, в ледяные воды Балтики. Сначала судно накренилось на правый борт, но затем выпрямилось, и в это время в лайнер попала еще одна торпеда, в район бака. Мы находились в районе побережья Штольпмюнде, Померания. Немедленно подали сигнал SОS и начали выпускать сигнальные ракеты.

Удар второй торпеды пришелся на участок судна, на котором размещался плавательный бассейн. Почти все девушки погибли, их буквально разорвало на куски. Я хотел было вернуться в свою каюту и взять несколько личных вещей, но это было уже невозможно. Тысячи людей рвались с нижних палуб наверх, подгоняемые снизу потоками воды».

Миноносец «Лёве» из-за очень высокой волны к гибнущему кораблю близко подойти не мог и вынужден был просто ждать, когда к нему доберутся те, кому посчастливилось попасть в шлюпки. Другие немецкие суда, отправившиеся на помощь «Густлоффу», подошли к месту его гибели лишь через 7 часов, когда всё уже было кончено. В общей сложности, как сообщается в материале «Военного обозрения» «Подвиг Маринеско и трагедия «Густлоффа», было спасено 876 человек.

Причем, как уточняет Гюнтер Грасс, «погибли преимущественно женщины и дети; в неприлично очевидном большинстве спаслись мужчины, в том числе все четыре капитана» суперлайнера.

Сергей ИШКОВ.

На снимке:  суперлайнер «Вильгельм Густлофф».

Добавить комментарий

Loading...
Top