МОСЛИФТ. ЛИФТЫ СТАНОВЯТСЯ УМНЕЕ

МОСЛИФТ

Цифровизация – это внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни для повышения ее качества и развития экономики. Она помогает выполнять рутинные задачи и принимать решения без участия человека. Суть цифровизации в автоматизации процессов – в переходе информации в более доступную цифровую среду, где ее проще проанализировать, а потом получить точное решение автономно.
О том, как процессы цифровизации внедряются в работу АО «Мослифт», мы и расскажем..

Три этапа развития

В том сегменте развития, о котором сейчас идет речь, принято выделять три этапа. Цифровизации предшествовала автоматизация, которую большинство компаний уже прошли. Самый простой пример – появление компьютеров, контролирующих каким-то образом выполнение производственного процесса. Или автоматизируется деятельность персонала в офисе. Но при этом для приборов и механизмов все равно характерна коммуникация с человеком.

Следующий этап, когда устройства взаимодействуют друг с другом. Это особенно актуально и выглядит, по мнению экспертов, стратегически безальтернативно в период пандемии, когда введены существенные ограничения офлайн-деятельности. Цифровизации свойственно не только управление информационно-коммуникационными технологиями, но и накопление и анализ данных для прогнозирования ситуации и оптимизации бизнес-процессов. При этом роль человека в них существенно меняется.

Цифровизация базируется на трех основных технологиях. Во-первых, Интернет вещей (IoT). Во-вторых, большие данные (Big Data) — накопление огромного количества информации от различных устройств, датчиков и систем, передаваемой в автоматическом режиме. В-третьих, искусственный интеллект (AI) – самообучающиеся системы, в которых реализованы специальные алгоритмы по анализу данных. При умелом комбинировании этих технологий зачастую возникает синергетический эффект: решая основную задачу, можно получить возможность для решения других, не всегда имеющих очевидную связь с основной.

При переходе на данный этап руководство компании должно оценить роль цифровизации в развитии компании, определить основные управленческие технологии, «встроить» в принятие решений сотрудников компании и привлеченных специалистов и так далее. Необходимо выделить те бизнес-процессы, которые требуют внедрения цифровых технологий, и не забывать о процессах обеспечивающих, включая электронный документооборот. А главное, отдавать отчет, что цифровизация не является универсальным средством и не гарантирует долгосрочной устойчивости компании.

После цифровизации нас ждет цифровая трансформация, которая кое-где уже зарождается. Меняются бизнес-процессы в принципе: компания начинает не следовать за клиентом, а предвосхищать его потребности. Но сейчас не будем забегать вперед.

В ногу со всем городом

Централизованное, сквозное и прозрачное управление на основе больших данных и с использованием искусственного интеллекта характерно и для плана развития Москвы «Умный город — 2030», где определяются приоритеты и цели. Высокому качеству городской среды должно способствовать применение умных датчиков в ЖКХ, влекущее экономию ресурсов, улучшение контроля качества и работоспособности.

В числе продекларированных принципов в плане есть и такой: «Отечественные решения в сфере цифровых технологий». И деятельность Мослифта как раз может служить наглядной иллюстрацией к данному пункту.

Модуль мониторинга, разработанный в акционерном обществе, фактически не имеет аналогов. Нечто подобное существует у зарубежных производителей, но там модуль годится только для их собственной продукции. А в российской столице только Мослифт имеет дело с несколькими десятками моделей лифтов и обслуживает порядка 70 тысяч единиц оборудования, поэтому решение должно быть универсальным.

Модуль мониторинга вставляется в стандартный разъем станции управления лифтом и автоматически начинает присылать информацию в систему управления сервисом компании — едет лифт или стоит, открывается дверь или закрывается, какая ошибка возникла. Меняя программное обеспечение внутри маленького модуля, его можно подключать к лифтам и других производителей.

На примере разработанного в «Мослифте» модуля можно проследить и тот самый синергетический эффект, о котором говорилось выше. Основная задача – сокращение срока, в течение которого сервисная служба реагирует на проблему. А значит, снижается количество жалоб жителей. Вот лифт остановился в три часа ночи, в сервисную службу пришло сообщение с указанием ошибки. Электромеханик оперативно прибыл, запустил лифт, и жилец, который пользуется им в пять утра, даже не знает о происшествии и ремонте.

Одновременно модуль помогает решить и другую задачу – сократить срок устранения проблемы. Получив информацию об ошибке, электромеханик еще до прибытия на место уже знает, на каком этаже находится лифт, в чем характер неисправности, каков алгоритм ее устранения, какие инструменты и запчасти могут понадобиться.

Третья задача — оптимизация складских запасов. Здесь вступают в игру те самые Big Data: за счет их анализа можно прогнозировать сроки очередного обслуживания или потребность в замене компонентов. Стало быть, не нужно делать лишние закупки.

Еще одна задача – улучшение качества закупаемых материалов и оборудования, оптимизация производственных процессов. Скажем, на основе анализа Big Data можно сделать вывод, отчего выходит из строя привод дверей определенной модели: причина в качестве продукции или в технологии сборки и монтажа? Соответственно, компания или закупает другие модели, или принимает меры по совершенствованию технологических процессов.

И «на десерт» — улучшается контроль за своевременностью регулярного технического обслуживания лифтов – за это отвечают Big Data и AI.

Кстати, внедрение цифровизации не всегда требует специального обучения персонала. Но в случае, когда механик получает задания на смартфон, это необходимо. Список заданий приходит в режиме онлайн, нужно делать своевременные и правильные отметки об их выполнении. Или сканировать штрих-код запчасти, чтобы автоматически создать заявку на закупку в системе управления закупками.

Уже не раз упоминалось о видеосвязи в «Стрижах», производимых Мослифтом, поэтому повторять аргументы в пользу этого новшества не будем. Применение так называемой фотозавесы разработчики больше относят к автоматизации, но цель одна: повысить безопасность поездок. Если при традиционном техническом решении существуют три створа, отлавливающие помехи для закрытия дверей, то фотозавеса разглядит даже тонкий поводок собаки в любой проекции.

Мослифт опережает конкурентов потому, что постоянно находится в поиске решений, которые другим не требуются в силу ограниченности опыта и масштабов задач. А здесь стремление к более эффективному ведению бизнеса и снижению себестоимости совпадает с творческим интересом команды, которая генерирует решения. Принципиальный момент: над задачами в области цифровизации работают не просто программисты, а бывшие наладчики лифтового оборудования, которые сами многократно сталкивались с той или иной проблемой, а потому их задумки всегда имеют прикладное значение.

В помощь новаторам – появление цифровых двойников, которые популярны во многих компаниях. В нашем случае берется лифт как изделие, полностью оцифровываются все его размеры, параметры. И после сбора информации с датчиков, которые за много циклов движения реального лифта все это записывали, становятся понятны некоторые закономерности, происходящие в течение срока службы лифта. Они закладываются в цифровую модель. Благодаря такому двойнику можно предсказывать поведение лифта в тех или иных условиях и знать конкретный ответ на вопрос, а что будет, если…

На благо потребителя

Цифровизация направлена на удобство не только сотрудников компании – прежде всего в плюсе должен быть потребитель. Поэтому глава АО «Мослифт» Вартан Авакян придает этому направлению большое значение. Ведь концепция «Умный город – 2030» в том числе призвана обеспечить и комфортность городской среды для каждого человека.

«Сейчас в стадии завершения находится проект, в результате которого в каждом лифте появится QR-код, с его помощью горожане смогут узнать всё о своём лифте: производителя, год изготовления, срок последнего осмотра механиком, сообщить о проблеме и многое другое, — говорит генеральный директор Вартан Авакян. — У нас есть наработки в бесконтактном управлении лифтом с помощью RFID — карт или брелоков, когда кабина способна автоматически отвезти пассажира привычным ему маршрутом, то есть на свой этаж, без необходимости касания кнопок приказной панели. При этом, конечно, сохраняется возможность направиться на другой этаж обычным нажатием кнопки.

Компания готовится предложить особые подъёмники – для медучреждений. Кабины будут оснащены системой приоритета доступа для медперсонала. При срочной необходимости система останавливает лифт, высаживает пассажиров и направляет кабину к этажу, с которого поступил срочный вызов. Хочу сказать, что «Мослифт» — современная компания, которая внедряет цифровизацию во все этапы своей деятельности и задает новые тренды в отрасли», — заключил Вартан Авакян.

 

Георгий МОРОЗОВ.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x