В феврале 1931 года Совет труда и обороны СССР принял решение о сооружения Беломорско-Балтийского канала, соединяющего Белое море с Онежским озером и Балтийским морем с выходом к Волго-Балтийскому водному пути. История Беломорканала до сих пор не оценена, не осознана обществом в полной мере. Беломорканал стал ключевым даже в деталях, одна из самых значимых – слово «зэк».
В 1929 году вышло постановление Совнаркома СССР «Об использовании труда уголовно-заключенных». Перед этим – решение Политбюро ЦК ВКП(б) за подписью Сталина: «Именовать в дальнейшем концентрационные лагеря исправительно-трудовыми лагерями». А то бы, как написано в ленинских резолюциях-указаниях, так и назывались честно – «концлагеря».
В 1930-м Управление исправительно-трудовых лагерей преобразовали в Главное управление исправительно-трудовых лагерей (ГУЛАГ), в 1934-м отбросили фарисейское «исправительно-трудовые» и сделали просто ГУЛАГ – Главное управление лагерей.
Но ключевой, безусловно, 1931 год.
Власть, видимо, еще стеснялась слова «заключенный», оно еще ассоциировалось с «царским режимом», и потому в официальных бумагах Беломорканала писали: «заключенный каналоармеец», сокращенно – «з/к».
С Беломорканала начался позор советской литературы, культуры. Максим Горький возглавил поездку большой бригады писателей, итогом стало создание 600-страничного фолианта «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина», выпущенного в 1934 году как подарок к XVII съезду ВКП(б). Среди авторов – имена, чтимые впоследствии поколениями читателей, интеллигенцией: Виктор Шкловский, Всеволод Иванов, Валентин Катаев, Михаил Зощенко, Вера Инбер, Бруно Ясенский… Спектакль по пьесе Н. Погодина «Аристократы», воспевающий «перековку» заключенных на строительстве Беломорканала, шел в театрах СССР с 1935 года и чуть ли не до времен перестройки и гласности.
С Беломорканала началась банализация ГУЛАГа, восприятие его как нормы, как фона жизни – повседневной, будничной, как популярные папиросы «Беломорканал» с картой-схемой на пачке.
Но все перечисленное – лишь сопутствующие детали глобального поворота.
Беломорканал стал пионером и провозвестником эпохи ГУЛАГа.
Беломорканал открыл магистральную дорогу развития СССР – экономику ГУЛАГа.
Индустриализация СССР – по германским и американским проектам
Страну надо было модернизировать, создавать промышленность. Но как? Немногие знают, что «сталинская индустриализация» проводилась по проектам иностранных фирм. Американская компания Albert Kahn, Inc. получила заказ более чем на 571 объект в СССР.
Декан юридического факультета Северо-Западного института Российской академии народного хозяйства и госслужбы Сергей Цыпляев подробно рассказывал в одной из передач «Эха Москвы»:
«На нас вышли немцы в 1920 году, инициатива была с германской стороны… В Берлине прошли секретные переговоры, и сразу же здесь начинается целая куча проектов, имеющих исключительно военный характер. Самый известный из них – это строительство завода «Юнкерс» в Филях. Тот самый завод в Филях, который теперь завод имени Хруничева… (Ныне Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева – С. Б.) Колоссальное количество проектов разработал Крупп, сюда пришли строители подводных лодок. Основная идея была в следующем: немцы дают деньги, немцы дают технологии, здесь обучаются их люди, здесь размещаются их заказы, все происходит вместе с ними. Фактически Германия приступила к строительству собственной военной базы на территории России…
Такая фирма как «Штольценберг» наладила производство артиллерийских зарядов и порохов на заводах Златоуста, Тулы и Петрограда. Немцы оборудовали производство отравляющих веществ под Саратовом, в Туле оборудовали цеха, где производилась нарезка стволов для винтовок и пулеметов.
Второй шанс для Советского Союза дала Великая депрессия, начавшаяся в США в конце 1920-х годов. Здесь мы подходим к известнейшей фамилии – Альберт Кан… Это архитектор, который строил фордовские заводы… Фирма Кана стала главным консультантом советского правительства по промышленному строительству и получила пакет заказов на 2 миллиарда долларов (по нынешним ценам – около 250 миллиардов долларов)… В этот список входят тракторные заводы Сталинграда, Челябинска и Харькова, АЗЛК в Москве и ГАЗ в Нижнем Новгороде. Кузнечные цеха Днепропетровска, Харькова, Челябинска, Коломны, Магнитогорска, Нижнего Тагила, Сталинграда. Станкостроительные заводы Калуги, Новосибирска, Верхней Салды… Колоссальный список!
Сталинградский тракторный – взяли в Америке, разрезали завод, разобрали, перевезли и собрали его здесь. Нижегородский автозавод – компания «Форд» проект делает, строительный проект – американская компания «Остин».
Всего Сталинградский тракторный завод был оснащен оборудованием 80 американских и немецких машиностроительных фирм. Днепрогэс проектировала американская компания «Купер». Турбины делали тоже американцы, «Ньюпорт-ньюс», генераторы были от «Сименса».
Кан прислал в Москву своего брата, он здесь открыл огромную проектную организацию со скромным названием «Госпроектстрой», рядом работало немецкое «Центральное бюро тяжелого машиностроения».
Наконец, чехословацкая фирма «Шкода». Они продали в СССР новую линию по производству пушечного пороха, построили комбинат, который называется «Сибсельмаш» – полное, оснащенное оборудованием «Шкоды» производство артиллерийских снарядов».
Проекты, станки и оборудование на сотни миллиардов долларов (в нынешнем масштабе цен) закупили, продавая за валюту реквизированное у крестьян продовольствие и устроив новый и самый страшный голодомор – голодомор 30-х годов.
А дальше? Ведь необходима большая подготовительная работа, грандиозная концентрация трудовых ресурсов. Кто будет строить? За какие и на какие деньги?
ГУЛАГ как откровение
Беломорско-Балтийский канал общей протяженностью 227 километров начали строить в 1931 году. В мае 1932 года только 60 процентов заключенных жили в бараках. Остальные – в шалашах, землянках, времянках. В условиях Севера это означало неминуемые массовые болезни и смерти.
На декабрь 1932 года в БелБалтлаге насчитывалось 107900 человек. На них приходилось 70 тысяч тачек. (После 1934 года, когда стало действовать Особое совещание НКВД, которое поточным методом выносило внесудебные приговоры и отправляло людей в лагеря, про тачку сложили присказку: «Машина ОСО – две ручки и одно колесо».)
К лету 1933 года строительство завершили – прорыли 37 километров искусственного русла, построили 19 шлюзов, 15 плотин, 49 дамб. И всего – за 20 месяцев!
Беломорканал стал первым советским экономическим проектом, осуществленным исключительно силами заключенных ГУЛАГа.
Беломорканал явил собой идеальное доказательство, идеальный пример: решение всех задач производства, экономики – бесплатная рабсила, рабский труд. Не нужны подготовительные этапы, жилье, социальная инфраструктура, механизмы – ничего не надо, только конвой и колючая проволока! И конвой бесплатный – солдаты срочной службы. В стране начались повальные аресты – в 1935 году количество заключенных (по сравнению с 1929-м) увеличилось в 6,1 раза и достигло 1296400 человек.
Эксплуатация зэков стала беспощадной. Если в 1931 году смертность в ГУЛАГе составляла 2,9%, то в 1933-м – уже более 15%. В Вишерском лагере – 34,5%. Каждый третий. Следует учесть, что в лагерях держали только здоровых, трудоспособных – в 1930 году вышел специальный приказ № 361/164 «О разгрузке ИТЛ ОГПУ от стариков, совершенных инвалидов и тяжело больных».
Любой завод, комбинат, электростанция, шахта, рудник, дорога – начинались с организации концлагеря. Так обеспечивались дармовой рабсилой рядовые и «великие стройки коммунизма», так «созидался социализм».
Для грандиозной стройки, канала Москва – Волга, ныне канал имени Москвы, в 1932 году организовали Дмитровский лагерь – самый большой в стране. В январе 1935 года в нем насчитывалось 192229 человек. Об общем количестве заключенных и смертности ничего неизвестно – документы уничтожены. По различным оценкам, за 5 лет через Дмитлаг «прошло» от 600000 до 1000000 человек.
Для освоения природных богатств Казахстана вся республика (по территории – пять Франций) была превращена в сеть лагерей.
Для освоения северо-востока СССР создали Дальстрой НКВД – «комбинат особого типа» на одной седьмой территории страны, государство в государстве, вплоть до своего морского флота.
Был общий ГУЛАГ – Главное управление лагерей НКВД-МВД. Помимо него – множество ГУЛАГов по отраслям народного хозяйства. В железнодорожном строительстве, лесной промышленности, строительстве шоссейных дорог, в гидроэнергетике и т. д. При каждом наркомате (министерстве) – свой ГУЛАГ. Или наоборот – наркоматы при ГУЛАГе.
«Министерство внутренних дел СССР превратилось в основную организацию по золотой и платиновой промышленности; продолжает расти программа производства угля, нефти, сажи газовой, лесоматериалов, олова, никеля, меди, кобальта, алмазов, янтаря, вольфрама и т. д.». (Из доклада МВД в Совет министров, 1948 год.)
А также добыча урана, слюды, асбеста, апатитов, олова, никеля, меди. Все крупнейшие гидроэлектростанции начинались с Главгидростроя ГУЛАГа. Города Комсомольск-на-Амуре, Советская Гавань, Находка, Магадан, Дудинка, Воркута, Ухта, Инта, Печора, Молотовск (Северодвинск), наукоград Дубна построены заключенными.
И, наконец, атомное и водородное оружие, ракетостроение и космос. 20 августа 1945 года был создан Специальный комитет по атомной энергии во главе с шефом НКВД Берией. Красноярск-26, газодиффузионный завод в Новоуральске, производство гексафторида урана в Кирово-Чепецке, Челябинск-40, Арзамас-16 – это все стройки ГУЛАГа.
О демагогии – «перековке уголовных, антисоветских элементов» – забыли сразу же. Когда в 1938 году на заседании Президиума Верховного Совета СССР зашла речь о досрочном освобождения «исправившихся», выполнявших рабочие нормы, с возражением выступил Сталин:
«Мы нарушаем работу лагерей. Освобождение этим людям, конечно, нужно, но с точки зрения государственного хозяйства это плохо… Семью нужно дать им привезти и режим для них изменить несколько, может быть, их вольнонаемными считать. Это, как у нас говорилось, – добровольно-принудительный заем, так и здесь – добровольно-принудительное оставление».
«Мемориал» (в России эта общественная организация внесена в реестр иностранных агентов) составил карту ГУЛАГа.
Однако и она не дает полного представления о масштабах. На ней обозначены только лагеря – крупные тюремно-производственные организации, которые имели свои так называемые лагпункты, чтобы «освоить» территорию. Например, территория Карлага, Карагандинского лагеря – более двухсот отделений и лагпунктов – равнялась территории Франции.
Всего в СССР насчитывалось более 30000 мест заключения. На карте страны их поместить невозможно.
Суть и цель государственного террора – террор как таковой, устрашение и подавление населения. Это так. Начиная с разоблачений Хрущева на XX съезде КПСС, в речевом обиходе, в сознании утвердилось понятие «репрессии». Репрессиями, террором достигаются политические, идейные, идеологические цели. Что происходило и в СССР. Но в СССР все было еще страшней. Используя идеологему «с построением социализма классовая борьба обостряется», в лагеря отправляли людей, чтобы иметь бесплатную рабочую силу.
Сергей БАЙМУХАМЕТОВ
На снимке: Беломорстрой