20 ТЫСЯЧ МИЛЬ ПОД ВОДОЙ

26 марта 1966 года отряд из двух советских атомных подводных лодок К-116 и К-133 успешно завершил первый в мире групповой кругосветный поход.

Переход занял 52 дня. За это время подлодки должны были пройти через Атлантический и Тихий океаны и прибыть на Камчатку, ни разу не всплыв на поверхность (это было категорически запрещено из соображений секретности).

Сложность похода усугублялась еще и тем, что советские подлодки должны были пройти незамеченными через все натовские станции наблюдения.

А началась эта кругосветка в ночь на 2 февраля 1966 года, когда две советские атомные подводные лодки вышли из военно-морской базы Западная Лица, расположенной на крайнем северо-западе Мурманской области на берегу Баренцева моря. Им предстояло обойти под водой весь земной шар.

Изначально командованием ВМФ рассматривалось три возможных маршрута этого беспрецедентного плавания: первый вариант предполагал переход вокруг Южной Америки через пролив Дрейка; второй – вокруг Африки через Малакку и Сингапур; третий – вокруг Африки и Австралии мимо Сингапурского пролива. По решению адмирала флота Сергея Горшкова был выбран переход вокруг Южной Америки через пролив Дрейка.

Походный штаб контр-адмирал Анатолий Сорокин разместил на борту подлодки К-116, которой командовал капитан 2-го ранга Вячеслав Виноградов. Второй атомной лодкой группы, К-133, командовал капитан 2-го ранга Лев Столяров.

Выйдя в начале февраля 1966 года из заполярной базы на северном побережье Мурманской области, советские атомные подлодки прошли Баренцево и Норвежское моря, а затем пересекли с севера на юг всю Атлантику — это 15 тысяч км по прямой. Далее лодки преодолели штормовой пролив Дрейка, там, где Атлантика соединяется с Тихим океаном. Как сообщает историк флота Сергей Васильев, наши подводники, участвовавшие в походе, вспоминали, что особо они опасались прохождения пролива Дрейка, за которым еще в эпоху великих географических открытий закрепилась дурная слава. Здесь очень часты ураганы, реальна была и опасность столкнуться с айсбергом. Для подводных лодок айсберги представляют особую опасность, так как распознать их под водой очень сложно.

Чтобы обеспечить безопасный проход подводных лодок, советское командование приняло решение направить туда сначала танкер «Дунай» и экспедиционное судно «Гавриил Сарычев». Они вышли на связь с подводными лодками и провели субмарины между айсбергами. Семь дней потребовалось советским подлодкам, чтобы выйти за границу айсбергов. Преодолев «кладбище кораблей», подводные лодки к 9 марта 1966 года вышли в южную часть Тихого океана и приблизились к острову Пасхи. В районе мыса Горн впервые в истории подводного флота советские подводники приняли радиосигнал сверхдлинных радиоволн на глубине 18 метров.

подводная лодка
подводная лодка

Пройдя пролив Дрейка, отряд советских субмарин двинулся на север, вдоль восточного побережья Южной Америки. 26 марта 1966 года, в 4 часа 26 минут, плавание завершилось у берегов Камчатки, где подлодки были встречены советскими эсминцами.

Успешное завершение беспрецедентного группового подводного похода советских атомоходов высоко оценило руководство страны. Решением министра обороны СССР впервые после Великой Отечественной войны подводным лодкам присвоили гвардейское звание. К-116 приняла флаг североморской ПЛ К-22, а К-133 – балтийской ПЛ Щ-303. Всех членов экипажей атомных подлодок наградили орденами и медалями. Шесть человек, в том числе руководитель перехода контр-адмирал Сорокин, капитан 2 ранга Виноградов, капитан 2 ранга Столяров, капитан 2 ранга Морозов и капитан 3 ранга Самсонов были удостоены звания Героя Советского Союза.

Как сообщала газета «Военное обозрение» (ст. «Двадцать тысяч миль под водой»), с 29 марта по 8 апреля 1966 года проходил XXIII съезд Коммунистической партии Советского Союза, на котором «выступил и министр обороны СССР Маршал Советского Союза Родион Малиновский, который рассказал об уникальном походе советских подводных лодок. Для американской стороны это известие стало полной неожиданностью, заставив еще больше опасаться растущих возможностей советского атомного подводного флота».

Сергей ИШКОВ.

подводная лодка

Добавить комментарий