Представители Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки приняли участие в совещании, на котором обсуждались подходы к созданию цифрового портфолио школьников, а также возможности его использования институтами при отборе абитуриентов.
По словам руководителя Рособрнадзора Анзора Музаева, та система портфолио, по которой сейчас вузы могут начислять дополнительные баллы абитуриентам, несовершенна.
– Немногие вузы учитывают эти достижения при приеме. Это связано с тем, что не всегда высшие учебные заведения доверяют тем данным, которые могут предоставляться в приемную комиссию, – отметил глава службы. – Для вузов могут быть интересны не только баллы ЕГЭ, но общий портрет абитуриента: как он двигался по жизни, какие у него были успехи. Такая информация будет важна не только для приемных комиссий, но и для работодателей.
Для того, чтобы реализовать проект «цифрового портфолио», необходимо на первом этапе определить перечень олимпиад, соревнований и других достижений, результаты которых должны учитываться в портфолио, а также какие центры в регионах смогут эти достижения объективно оценивать. Далее следует провести апробацию и общественное обсуждение проекта «цифровое портфолио».
– Основания для ведения цифрового профиля обучающегося у нас уже есть, прорабатывается нормативная база. Если мы поймем, как можно расширить этот цифровой профиль и внедрим его в систему образования, то мы решим серьезную задачу, – сказал директор Департамента цифровой трансформации и больших данных Минпросвещения Павел Кузьмин.
По его словам, в цифровом профиле могли бы фиксироваться все достижения при освоении образовательных программ на каждом уровне образования, а также результаты допобразования и, возможно, обучение на различных онлайн-платформах. При этом необходимо будет решить вопросы верификации всех этих данных и ответственности за их внесение. Он добавил, что такое портфолио могло бы помочь формировать индивидуальную образовательную траекторию ребенка. Например, основываясь на данных портфолио, родителям могли бы рекомендовать технический кружок рядом с домом, если их ребенок делает успехи в физике и математике.
Научный руководитель программы «Цифровая платформа для персонализированного образования в школе», член-корреспондент РАО Елена Казакова добавила, что данные портфолио помогут и самому обучающемуся в выборе дальнейшего жизненного пути.
– По мере взросления ребенок начинает понимать ответственность за свои образовательные шаги. Достижения, зафиксированные в портфолио, для него являются сигналом для осмысления жизненного пути, профессионального выбора – это его инструмент, – сказала Елена Казакова. – Ученик должен понимать свои цели и задачи. Я убеждена, что цифровое портфолио будет ключевым инструментом для решения многих задач.
Мона Платонова.