МЕЧТА МОСКВИЧА И ЗВЕЗДА ЭКРАНА

Помните  сцену из легендарной «Бриллиантовой руки», где контрабандист по кличке Шеф торжественно объявляет, что на премию за «найденный» клад купил новую модель автомобиля «Москвич»? Да, это была мечта,  мечта каждого, и не только москвича — купить новую, выносливую, отечественную машину.

На ВДНХ открылась выставка «Мечта Москвича», подготовленная  Музеем транспорта Москвы. Здесь «Москвич» не случайно написан с прописной буквы: нехитрая семантическая игра названием автомобиля и москвичами как таковыми. У завода  тоже была своя мечта, отчасти даже воплощенная, эту мечту и попытались оживить организаторы выставки, призвав на помощь экспонаты некогда существовавшего музея АЗЛК — того, что располагался в здании, похожем на летающую тарелку.

Трудно представить в главной роли героя более многослойного и обаятельного, чем «Москвич». Это детище советского автопрома было продуктом яркой инженерной мысли и коллективного  ударного труда советских граждан. Каждая новая модель воплощала заветную мечту, имела профиль и характер своей эпохи.

Выставка основана на реальных событиях из жизни советского автомобиля марки «Москвич». По словам директора музея Оксаны Бондаренко, основную часть коллекции сохранили сотрудники АЗЛК, другие экспонаты были собраны из фондов музеев, частных коллекций и личных архивов. Куратор, идеолог и  дизайнер — Сергей Рыков, начальник научно-исследовательского отдела Музея транспорта Москвы, сотрудник Политехнического музея. Тексты для информационных стендов подготовили журналист-историк Сергей Ионес и  популярный автожурналист России Сергей Знаемский.

Открывается выставка инсталляцией Ирины Кориной: гигантским рогом изобилия, сделанным в помпезной довоенно-сталинской стилистике, а в центре даров — крошечный  однодверный автомобиль КИМ-10-50. Кстати, он не понравился Сталину: на кремлевском показе вождь приказал водителю сесть за руль, после чего спросил: а как теперь сяду я? И завод в спешке приступил к проектированию двухдверного КИМа.

Вообще-то, КИМ-10-50 не был первым автомобилем завода. Началось все со сборки «полуторок» Ford-АА и легковушек Ford-А, детали к которым поступали прямиком из Америки, пока строился завод в Горьком. Считается, что КИМов успели собрать около 500 штук. К  дизайну приложили руку и  советские специалисты, точнее, художник-конструктор из Горького Валентин Бродский, написавший впоследствии книгу «Как машина стала красивой». А после запуска Горьковского автозавода машины естественным образом переименовались в ГАЗ-А и ГАЗ-АА.

Что было дальше? Были послевоенные «Москвичи»-400 и 401, скопированные с Opel Kadett K38. Самый известный такой «Москвич» «снялся» у Владимира Меньшова в фильме «Москва слезам не верит».  «Москвич»-400-420 — первый советский автомобиль, продававшийся в личное пользование всем желающим за 9000 рублей.  Этот трудяга стоит в кустах потому, что о нем  мечтал каждый типичный обыватель-дачник.

Есть на выставке «Москвич»-400-422 с деревянным кузовом, который остроумно прозвали «Буратино». Его выпуск наладили в 1949 году, хотя первые образцы собрали в экспериментальном цехе еще в 1946-м, ведь  в те годы в стране был явный дефицит металла. С другой стороны, на такие решения  повлияла американская мода: особый шик ручной работы. На выставке много уникальных машин  из коллекции музея АЗЛК. Например, двухцветный экземпляр, сделанный в свое время для иранского шаха Мохаммеда Реза Пехлеви (да так и не отправленный).

Вдоль стен во всех залах выставки — «таймлайн» (линия времени), фотографии, плакаты. Встречаются  редкие, малоизвестные снимки. Еще Ленин говорил, что для народа важно кино (ну, почти так), вот и создатели выставки выбрали привязку автомобилей ко времени через кинематограф: почти все модели «Москвичей» так или иначе «засветились» в кинематографе. Жизненный путь марки иллюстрируют кадры-инсталляции к кинокартинам. Здесь «Сердца четырёх» (1941) и «Осторожно, бабушка!» (1961), «Зелёный огонёк» (1964) и легендарная «Бриллиантовая рука» (1969), «Гонщики» (1973), жизненная «Москва слезам не верит» (1979), молодежная «Игла» (1988). Любители кино оценят концепцию экспозиции и то, как бережно перенесли автомобили в инсталляции, посвященные известным кинолентам. В фильмографии собраны ленты разных жанров, настроений, контекстов, они одушевлённые и воодушевляющие, яркие и запоминающиеся. Часть экспозиции переоборудована под съемочную площадку, где гости могут  сняться в главной роли в сцене из фильма «Зелёный огонёк».

«Москвич»-408 — новая эпоха в истории АЗЛК. В мае 1967 года с конвейера сошел миллионный автомобиль, им стал как раз 408-й. И именно этот экземпляр символизирует в экспозиции шестидесятые годы. Проекция вертолета на заднике  напоминает о снятой в то время «Бриллиантовой руке».

Особая тема — спорт. Зрители видят кадры фильма «Гонщики» 1972 года с Евгением Леоновым и Олегом Янковским, а также ГД-1 — первый советский двигатель, созданный специально для участия в Формуле-1.
С первого взгляда кажутся неуместными кадры фильма Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» 1981 года. Главным художником этой картины был Сид Мид, создатель концептуального пространства будущего. Миду не чуждо автостроение, он даже работал в компании Advanced Styling, принадлежащей Форду. Но при чем тут АЗЛК? В конце 1970-х годов  в СССР с подачи руководства ВНИИ технической эстетики пригласили именитого французского дизайнера Раймонда Лоуи, автора фантастически прекрасного облика Studebaker Avanti, заключив с ним пятилетний контракт на разработку визуальных образов товаров народного потребления, в том числе и авто.  Лоуи работал с Ижевским заводом, а один из макетов поручил сделать тогда еще малоизвестному художнику Сиду Миду. Было предложено  много разработок, но советское руководство, оплатив труд дизайнеров, не заинтересовалось результатами. Правильно, зачем советскому народу дизайн и красота? Нужно дешево, надежно, практично!

А вы знали, что в СССР выпускали электромобили?  Это был пикап М-2335, который собирали, но его никто не видел. Выпущено было всего 16 штук, из которых не продано ни одной! Позже их разобрали и списали на металлолом, одна, чудом сохранившаяся — есть на выставке.

В «Зале истории завода» представлена картотека чертежей, фотографий и книг, связанных с инженерным и дизайнерским наследием «Москвича», и более 300 редких артефактов.  Автолюбители смогут поближе познакомиться с историей завода. Для детей подготовлен мультфильм о том, как создается автомобиль: от задумки прототипа до финальных испытаний.

«Мечта Москвича»… Это память, это уникальные вещи, это бережное хранение. Это   потрясающее по силе духа интерактивное историческое шоу. Не для историков — для всех, чтобы помнили.

Михаил Ковалев.

Фото автора