Путешествие в историю сквозь волшебное стекло

В Москве открывается выставка «Лучшие произведения самого знаменитого стеклянного производства Российской империи — Императорского стеклянного завода XIX — начала XX века» из собрания Исторического музея.  

В экспозиции представлено свыше 100 произведений Императорского стеклянного завода из собрания отдела керамики и стекла Исторического музея.

«Фонд керамики и стекла Исторического музея был сформирован в начале XX века и за время своего существования стал одним из крупнейших собраний в России, который насчитывает более 36 тысяч предметов. Среди них представлены произведения разных стран и эпох, но особую ценность имеют вещи, связанные с деятельностью Императорского стеклянного завода», — отметил на открытии выставки директор ГИМ Алексей Левыкин.

На примере одного из самых известных стекольных производств России — Императорского стеклянного завода можно проследить взлеты и падения стеклоделия в нашей стране. На Руси стекло было известно еще в XI веке, тому свидетельство — яркие мозаики древних киевских храмов. Но после татаро-монгольского нашествия, с XIII века, стеклоделие, как и многие другие ремесла, надолго было забыто. Лишь в XVII веке на ремесленном уровне начинается возрождение стекольных мастерских, и только при Петре I начинают возникать первые мануфактуры, основанные в основном иностранцами.

История Императорского стеклянного завода начинается с 1730-х годов, когда англичанин Эльмзель основал на берегу реки Фонтанки стекольное производство, где производили изделия для Императорского двора и на продажу. По указанию Сената в 1774 году завод перевели в село Назьва (около Шлиссельбурга). В 1777 году высочайшим указом императрица Екатерина Великая дарит князю Потемкину во владение «завод стеклянный в Назьве на озере Ладожском». Потемкин, предприниматель оборотистый и расторопный, умел и капитал приумножить, и матушке-императрице угодить. За 15 лет его управления производством достижения мастеров завода сохранились и приумножились. Основным заказчиком был императорский двор, поэтому завод не испытывал затруднений ни в финансировании, ни в материалах, ни в кадрах.

Лучшие умы России применяли свои знания и проводили эксперименты в стекольном деле. Большая химическая лаборатория при заводе регулярно выдавала новые оригинальные образцы стекла. Один из величайших ученых России Михаил Ломоносов внес огромный вклад в становление Императорского стеклянного завода: он разработал специальные краски, которые позволили появиться на свет цветным стеклам и росписям на стекле. На заводе также изготавливали смальту для создания мозаик. По историческим описям, здесь были все условия для изготовления 20000 оттенков мозаичного стекла. Потемкин наладил производство модных вещиц в «этрусском стиле» (в Италии только что раскопали Помпеи): вазочек глушеного стекла с золочеными фавнами и нимфами, графинов с гротесками… В это же время начинается выпуск первых изделий из хрусталя, в огранке появляются новые рисунки граней и способы росписи. В отделке крупных изделий — люстр, интерьерных ваз, столов — для декора начинают применять художественный металл. Проекты изделий разрабатывают ведущие художники своего времени: Карл Росси, Андрей Воронихин и Василий Стасов, а все эскизы изделий завода утверждаются высочайшей подписью. Легендарный Иван Кулибин занимается огромными зеркалами для императорских покоев в Царском Селе и других резиденций. Завод как и зеркальное производство располагался в особом районе Санкт-Петербурга — Стеклянном городке. Некоторые его улицы до сих пор носят соответствующие названия: Стеклянная, Хрустальная, Фаянсовая, Глазурная, Зеркальный переулок.

После смерти Потемкина завод перешел в госсобственность с присвоением ему статуса казенной художественной мануфактуры — то есть первого в стране государственного стекольного завода. Завод производил хрустальную посуду главным образом для царского двора; на нем изготовлялись «карафины» (графины), рюмки, кубки с крышечками, судки, подносы и т. д. Некоторые изделия делались с позолотой. По «имянному» указу посуда, шедшая ко двору, снабжалась специальной придворной надписью. Кроме элитной посуды завод вырабатывал и обыкновенную, для свободной продажи, а также принимал заказы на изготовление тех или иных изделий, о чем давал такие объявления в газете: «…ежели кто на здешних стеклянных заводах какую посуду заказать или готовую купить желает, то оная делаема и продаваема быть имеет по указной цене безостановочно» («Ведомости» №№ 95 и 102 за 1749 г.) ; «На здешних стеклянных заводах октября со 2 числа начнется с публичного торгу продажа разного звания деланная там в прошлых давних годах хрустальная и прочая посуда, шкатулы, зеркальные рамы, зеркала…» («Ведомости» №№ 78, 80 и 81 за 1751 г.).

Императорский стеклянный завод время от времени то объединяли с Императорским фарфоровым заводом, то снова выделяли в отдельное производство, но для казны было очень накладно содержать стеклянный завод: он практически не приносил прибыли. Многие работники завода были крепостными, и отмена крепостного права в 1861 году еще больше пошатнула его положение.

В 1863 году директором завода стал В. Книпер, стеклянный завод был снова объединен с фарфоровым, и финансовое положение предприятия значительно улучшилось. Императорский стеклянный завод не имел себе равных даже в Европе, особенно когда дело касалось крупных предметов интерьера. Сохранились огромные хрустальные канделябры, украшавшие парадные императорских резиденций, а теперь хранящиеся в Эрмитаже. Сохранилась и уникальная хрустальная кровать с фонтанами, отделанная четырьмя пудами серебра, которую в 1824 году Александр I заказал для подарка персидскому шаху.

Свою продукцию завод продавал через собственный магазин и купеческие лавки, а также на знаменитых всероссийских ярмарках.

С 1860-х годов завод начал выпускать посуду из дешевого содово-известкового стекла, что позволило увеличить сбыт продукции. В таком статусе Императорский стеклянный завод просуществовал до 1917 года.

После революции и национализации завод около 10 раз менял свое наименование и вид деятельности: от аптекарских стеклянных изделий до производства художественных сувениров. Предприятия, расположенные в Стеклянном городке, были национализированы, а в 1940 году на их основе был создан Ленинградский завод художественного стекла, его специализацией стало производство изделий и сувениров из хрусталя. В советские годы на заводе преобладало производство технического фарфора — выпускались изоляторы, фарфоровые трубы, химическая посуда. Производили немного и высокохудожественной продукции, но она, как правило, уходила на экспорт или преподносилась в подарок высоким чиновникам к годовщинам революционных событий.

29 января 1997 года, после 220 лет непрерывной работы, завод был закрыт, а экспонаты из заводского музея были переданы в Государственный Эрмитаж и Музей стекла.

Большинство представленных на выставке изделий были изготовлены по заказам Императорского двора, использовались в качестве предметов сервировки и украшения интерьера, составляли обязательную часть приданого, были признаком самого высокого статуса их обладателей.

В экспозиции Исторического музея представлены отличающиеся особым качеством произведения, которые специально создавались мастерами завода для демонстрации достижений России в этой отрасли.

На выставке «хрупким языком стекла» рассказана история предприятия, составившего славу российского художественного стеклоделия, и показаны технологические и художественные достижения императорских стекольных дел мастеров.

Михаил Ковалев.

Фото автора

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x