Коллективная ловля блох в ЦИКе

Центризбирком России на своем заседании №50 в понедельник, 30 августа, исключил двух кандидатов из федерального списка кандидатов в депутаты Государственной партии Коммунисты России. Решение приняла сама партия, ЦИКу осталось только согласиться. Избирательные бюллетени в регионах уже печатаются, и есть опасность, что придется вычеркивать. Соответственно, нагрузка увеличивается.

Еще хуже ситуация с кандидатами партии «Яблоко». В отношении неназванного числа кандидатов уже после регистрации списка пришла информация из Банка России о наличии у них иностранных финансовых инструментов. ЦИК уведомил партию, и часть кандидатов представили опровергающие документы. Осталось девять, по которым вопрос встал ребром, без решения. На основании информации ЦБ исключить кандидата нельзя, факт владения иностранными финансовыми инструментами надо доказывать, а у ЦИКа такой возможности нет. Пришлось принимать постановление об обращении в Верховный суд с административными исковыми заявлениями об отмене регистрации отдельных кандидатов в депутаты Государственной Думы от партии «Яблоко».

Вопросов или возражений от партии не было, но можно не сомневаться, данный факт пойдет в копилку репрессий, коллекционируемых данной партией и околовыборными НКО с зарубежным финансированием.

Не секрет, что некоторые партии с антинациональной повесткой глобального формата получали, и возможно до сих пор получают, финансирование из-за рубежа. Законодатель ввел статус иностранных агентов для НКО, СМИ и частных лиц, а про партии забыл. И данный факт добавляет возможности для разговоров на официальном уровне с последствиями в виде лишней головной боли.

Основным вопросом 50-го заседания ЦИК стала организация системы видеонаблюдения на выборах депутатов Государственной Думы восьмого созыва. Обсуждали два часа без четырех минут. Основную часть времени заняли повторы и растолковывания того, что уже несколько раз звучало. На втором месте (хорошо, что не на первом) оказались перепалки с ЦИКом представителя КПРФ Артема Прокофьева и представителя эсеров Валерия Гартунга.

Напомню, что в этом году видеонаблюдение будет продолжаться не один день, а трое суток – более семидесяти часов. Трансляция будет идти не в открытый доступ в интернет, а на специальный портал. Председатель ЦИК Элла Памфилова уверяет, что уложились в те же деньги и стать видеонаблюдателем может любой желающий. Требуется только пройти обучение, которое стартует 6 сентября.

Главная цель – непрерывное тотальное видеонаблюдение, выявление нарушений и быстрая реакция. Видеонаблюдение охватывает ящики для голосования, места выдачи бюллетеней, места хранения сейф-пакетов, увеличенную форму протокола, место приема протоколов в территориальных избиркомах. Партия может представить на три дня шесть наблюдателей на каждый участок. Если кому-то мало, можно разместить наблюдателей на подступах к опечатанному зданию ночью. По-моему, мы закрыли все дырочки. Естественно, будут ошибки. Мы это пройдем.

Президент ПАО «Ростелеком» Михаил Осеевский обещал, что в каждом центре наблюдения будет находиться представитель Рос­телекома. Инцидентов бывает два. Строители перерубили оптический кабель – в таком случае камера записывает на флешку. После восстановления связи информация сбрасывается. Второе – выключается электроснабжение. Камера переходит на автономный источник питания.

Замминистра Минцифры Олег Качанов сообщил, что технически к охвату видеонаблюдения готовы. Аккаунтов на спецпортале видеонаблюдения выделят столько, сколько скажут. Доступ – через личный кабинет на едином портале госуслуг (ЕПГУ). Зарегистрированный кандидат, кроме вкладки «Я избиратель», имеет вкладку «Я кандидат». Там открывается кнопка доступа к порталу видеонаблюдения. 1948 кандидатов имеют зарегистрированную учетную запись.

Все в ваших руках: регистрируйте личные кабинеты – подчеркнул замминистра. Если все зарегистрировано, но вкладка «Я кандидат» недоступна, обращайтесь в службу техподдержки ЕПГУ. Если нет учетной записи, но вы являетесь клиентом одного из 20 банков (Сбер, ВТБ, Тинькофф и др.) – доступ есть. Если нет, с паспортом и СНИЛС надо обратиться в МФЦ. Для открытия личного кабинета политической партии надо иметь усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП) и открыть личный кабинет партии на ЕПГУ. 16 сентября будет проведено комплексное тестирование. Проверят ракурсы камер, геоточки, установку времени. Партии смогут проверить, что у них есть доступ.

Наиболее содержательно и информативно выступил Алексей Венедиктов, который руководит наблюдением в Москве. В столице тотальное видеонаблюдение ведется с 2012 года. Охвачено 97% участков. Нет видеонаблюдения в родильных домах, больницах – везде, где установить видеокамеры невозможно.

Видеонаблюдение Венедиктов назвал оружием сдерживания. За спиной Большой брат, и сообщений о нарушениях стало в семь раз меньше. В Москве 3630 участков. На всех, сменяясь каждые два часа, работают профессиональные наблюдатели. Система отдыха очень важна. Центр общественного видеонаб­людения (ЦОН) на три дня переносится в Экспоцентр. Арендные договора уже подписаны. Вход будет свободный и круг­лосуточный. Там будет 50 экранов–компьютеров. Поставили 215 компьютеров для 173 одномандатников. Пришли 140. Если что-то произошло, достаточно сделать два шага – штаб тут же, рядом. Там же два ДЭГа с наблюдателями и принтеры для печати бумажного следа. У нас триста профессиональных наблюдателей. И 50 мест для наблюдателей, которые придут с улицы.

Венедиктов предлагает не употреб­лять слово «нарушения», сам он говорит о «событиях». Он сожалеет, что отменили прямую трансляцию, но это вопрос решенный и не обсуждается.

В выступлении Венедиктова либеральное сожаление стало, может быть, единственным месседжем для аудитории и заказчиков «Эха Москвы». Его деятельность на поле наблюдения за выборами оказалась конструктивной и полезной в направлении повышения доверия к выборам.

Валерий Гартунг и Артем Прокофьев примкнули к либеральной позиции и подвергли критике отказ от прямой трансляции в интернет. Председатель ЦИК повторила свои аргументы об изменившейся ситуации. Видеотрансляция голосования впервые была организована в 2012 году, тогда не было кибератак и санкций, и Россию не назначали врагом.

Это правда, информационная война против России резко усилилась, диверсифицировалась и повысила технологический уровень после провала снежной революции 2011 – 2012 годов.

Для подкрепления позиции ЦИК на заседание позвали Алену Булгакову, руководителя исполнительного комитета общероссийского общественного движения «Корпус «За чистые выборы». Ей дали слово в конце, и она поблагодарила за организацию такой площадки, сказала, что многие вопросы сняты.

Я так не считаю. Но вот что интересно: по словам Алены Булгаковой, в тысячи раз больше вмонтированных в видеозаписи фейковых сообщений, чем чего-то реального.

Булгакова также отметила преимущества коллективного просмотра. Кооперация с политическими партиями.

То есть на самом деле отказ от прямой трансляции простимулировали те, кто теперь протестует. Надо больше работать и меньше ломать, то есть врать и фальсифицировать. Как сказала сама Памфилова, работа на то, чтобы снести выборы, идет из одного центра.

Гартунг заявил, что легитимность главного законодательного органа – это серьезная вещь во время международной турбулентности. Недоверие к институту выборов заставляет людей оставаться дома.

«Вы откуда это взяли?» – возмутилась Памфилова.

Гартунг ответить не пожелал и заставил себя дослушать. По опыту Думы, мне кажется, этот депутат говорит не для зала, но ради стенограммы. Так же безосновательно он утверждал, что в прошлом с помощью видеонаблюдения поймал карусельщиков. По его словам, в его округе в Челябинской области приходят голосовать 17%. Это очень мало.

Зампред ЦИК Николай Булаев заключил, что если за Гартунга приходит голосовать 17%, такой депутат им не нужен.

Пламенное выступление представителя КПРФ Артема Прокофьева с ключевой мыслью «система избиркомов пятится назад» сломал член ЦИК Антон Лопатин. Он посмотрел, сколько запросов на видеозаписи поступило от КПРФ за пять лет, и оказалось, что всего 72. Из них 53 – от региональных отделений. В основном по событиям, которые избиркомы уже отработали и приняли решения. Второе. Минцифры хранит записи три месяца, потому что три месяца рассматривает суд. В ЦИК хранится год. В спорных случаях – до окончания судебного процесса.

Булаев пытался выведать у Прокофьева, он говорил от себя или согласовал позицию в партии? Если второе, то странно, потому что все замечания партии были удовлетворены.

Представитель КПРФ возмутился, но ему, как и Гартунгу, предложили воспользоваться теми возможностями, которые предоставляет видеонаблюдение через специальный портал.

Элла Памфилова веско заключила: нет наблюдателей – нет партии.

Логики нет у обоих представителей партий, и оба плохо знают историю своей же партии. Например, в прошлом КПРФ отказалась от представления результатов альтернативного подсчета голосов, широко распиаренного. Партия пошантажировала Кремль и, возможно, чего-то добилась, а вот избиратели точных результатов голосования так и не узнали. Их представил по трем территориальным избиркомам в Долгопрудном наблюдатель от КПРФ Григорий Белонучкин, избитый за суд по выборам. КПРФ его бросила без защиты. Спасали его Геннадий Гудков и Борис Надеждин.

Коллективное наблюдение действительно эффективнее единоличного. Однако вся процедура, начиная с дискуссии в ЦИКе, со стороны выглядит коллективным помешательством. После 2012 года ситуация сильно изменилась. Грубо говоря, масштабно корректировать первичные данные голосования уже нет нужды. Все нарушения на выборах, которые можно поймать наблюдением, даже если на них кто-то теперь решится, меньше порога изменения результата. Впервые результат был изменен на региональных выборах перед выборами президента, когда Памфилову довели до слез. Но это было сделано до выборов. Параллельно сушили явку, путая доступ к участку, причем не за «Единую Россию», как говорят критики выборов, а против нее.

Депутат в ЦИКе неправ. Недоверие к выборам и к национальной власти идет не от нарушений на выборах, а от вранья либеральной прессы и нескольких партий, включая две парламентские. Целая армия задействована, гигантские расходы на наблюдателей и IT-обеспечение – и все перечеркивается потоком блудливого вранья.

В процессе дискуссии оказалось, что получить доступ к видеонаблюдению партии и кандидаты могут только через один канал – ЕПГУ. Зампред ЦИК Николай Булаев констатировал, что те кто, не сможет в силу неподготовленности открыть личный кабинет на ЕПГУ, не получит доступ к видеонаблюдению. Другого канала нет.

Представитель ЛДПР Сергей Каргинов напомнил о казусе Жириновского, который не смог с первого раза зарегистрироваться через ЕПГУ на дистанционное электронное голосование (ДЭГ). Телефон горячей линии ЕПГУ 8(800)100-70-10 очень долго не отвечал.

От себя могу добавить, что если бы Каргинов ради вождя дозвонился, от службы поддержки ЕПГУ польза нулевая. Во всяком случае, мой вопрос там не решили.

За Жириновского можно не переживать. Проблема в том, что далеко не все партии открыли личные кабинеты на ЕПГУ и получили в удостоверяющем центре УКЭП. Это надо сделать до 6 сентября, когда стартует обучение видеонаблюдателей.

В заключение должен добавить, что я смертельно устал от двух вещей. С одной стороны, поток дискредитирующего вранья, с другой – тупое бодание с органами власти на их сайтах. Воистину Большой брат. Когда ты нужен власти – достанут до костей без спроса. Если тебе что-то нужно от власти – попадаешь в цифровой квест по сюжету Кафки. Блестящее сочетание «Процесса» с «Замком».

Лев МОСКОВКИН.

ЦИК, регистрация кандидатов, выборы

Добавить комментарий