Сергей Ишков. «Переболевший» авторынок поднимает цены

машина

Закрытые границы, задержки с поставками запчастей и прочие проблемы, связанные с коронакризисом, привели к тому, что новых автомобилей в продажу стало поступать меньше, а цены на них стали намного выше.

Как отметил директор аналитического агентства АВТОСТАТ Сергей Целиков, выступая на пресс-конференции в НСН, «рынок достаточно серьезно «переболел ковидом» в прошлом году и получил некоторую «побочку» в виде долгосрочных последствий и проблем».

«Основное сейчас – это нехватка микрочипов и связанные с этим проблемы производителей. Соответственно, машин не хватает, хотя объем продаж сейчас выше, чем в доковидном 2019 году. Спрос опережает предложение. Рост рекомендованных розничных цен в среднем по рынку по сравнению с августом прошлого года – плюс 16,5%. Если брать от начала 2021 года по август, то — плюс 10%». Но если раньше от рекомендованной производителем розничной цены шли вниз, предлагая скидки, сейчас, наоборот, идут вверх, добавляя еще от 10% до 20% (за дополнительное оборудование. — С. И.). Поэтому средневзвешенная цена на легковой автомобиль на конец сентября, скорее всего, превысит 2 миллиона рублей, с учетом «допов» и реальной дилерской цены она уйдет на 2 200 000 — 2 300 000 рублей», — рассказал Целиков.

сейчас, по его словам, в 80% случаев автомобили, выставленные на продажу на отечественном первичном рынке, — с «допами», и эти «допы» — неадекватны:

«То есть когда за коврики, тонировку или еще что-то просят от 200 до 400 тысяч рублей при реальной стоимости всего этого в 20 — 30 тысяч рублей».

Но с учетом существующего дефицита (а по некоторым брендам, таким как «Шкода», «Фольксваген», «Рено», «Тойота», он был очень серьезным) покупатель, по мнению Целикова, вынужден идти на предлагаемые условия.

Комментируя сложившуюся непростую ситуацию на рынке, основатель проекта «Автомаркетолог», экс-президент ассоциации дилеров РОАД Олег Моисеев указал на то, что Россия в этом отношении следует за мировыми трендами:

«Ситуация, которая сложилась на российском рынке, не уникальна. Дефицит сейчас есть по всему миру: в 2021 году, по разным оценкам, будет недопроизведено от 7 до 10 миллионов машин в мире. То, что при дефиците реальные цены сделок растут – это абсолютно экономическая ситуация. Потребителю ведь нравилось, когда был переизбыток автомобилей и он получал суперскидки, но такая игра не может идти всегда в одни ворота. Сейчас другой период, когда на рынке недостаточно автомобилей, и цены пошли вверх. Реальная цена сделки для потребителя всегда складывается из рекомендованной розничной цены производителя, которая теперь называется, благодаря ФАС, максимальной ценой перепродажи, раньше на эту цену давали еще скидку, лишь бы продать, сейчас скидок нет. Мало этого, сейчас, чтобы купить автомобиль, надо еще доплатить за дополнительное оборудование. В Америке, если вы сейчас придете в дилерский центр, на ценнике будет написано, что прайс изначально такой-то, доплата в связи с рыночной ситуацией — такая-то».

По оценкам Олега Моисеева, средняя цена сделки на отечественном первичном авторынке выросла за год на 20 — 40%.

Конечно, цены растут на всё подряд не только в России, как нам постоянно напоминает премьер Михаил Мишустин, но последствия этого, с учетом уровня жизни населения, для россиян могут оказаться особенно «болезненными». Ведь давно известно, что «пока толстый сохнет, тонкий сдохнет». Как сообщил Сергей Целиков, и в более благополучные времена приобрести новый автомобиль в РФ могли только 20% населения:

«Например, каждый второй житель Германии может себе позволить покупку нового автомобиля. В России покупку новой машины могут позволить себе от силы 20% населения, остальные 80% никогда не выходят на рынок новых автомобилей».

Так что процессы, которые сейчас идут на авторынке, в первую очередь ударят по этим 20% «счастливцев», да и то по самой их бедной части, так как цены на авто премиум-класса так быстро не растут и лишние «допы» их покупателям дилеры не навязывают…

Сергей Ишков.