Алексей Венецианов — певец русского крестьянства

В Инженерном корпусе Третьяковской галереи открывается выставка «Алексей Венецианов. Пространство, свет и тишина». Это своеобразное посвящение классику русского искусства эпохи романтизма.

С детства любимые картины, открывающие экспозицию Третьяковки, всегда настраивают на особый лад. Любовь к русскому крестьянству, русской земле, ее природе отличают работы Алексея Венецианова и волнуют до сих пор. Времена крепостного права не мешали художнику восхищаться красотой крестьянок, раздольными пейзажами тверской земли. На всю жизнь они стали для него источником вдохновения.

Летом в Третьяковской галерее прошла выставка «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии». Кстати, она обменная, и 1 октября откроется в музее Альбертинум в Дрездене. Там Венецианов представлен в контексте европейского романтизма, «как один из ведущих мастеров, продемонстрировавших новые горизонты и изменивших отношение к обыденной реальности». Теперь европейской публике будет представлена картина «На жатве. Лето» — жемчужина собрания Третьяковской галереи. Вот что пишут искусствоведы в каталоге к выставке: «Это произведение, воплощающее одухотворенную формулу традиционного русского мира. Акцентируя такие важные ракурсы восприятия живописи Венецианова, как «пространство», «свет» и «тишина», мы предлагаем по-новому взглянуть на произведения мастера. Увлеченный идеей воспитания молодых талантов из народа, Венецианов создал собственную художественную школу, ставшую ярким явлением в культурной жизни России».

В фокусе экспозиции Третьяковки — картины, связанные с поэтической интерпретацией весенне-летних полевых работ и темой материнства. Таков по Венецианову повседневный мир крестьянских трудов, «мир бытия, а не быта, созвучный народной песенной традиции, в которой мать-земля и женское материнство органично связывались с образом Богородицы.

Вместе с произведениями мастера в экспозиции представлены работы его учеников: Алексея Тыранова, Никифора Крылова, Александра Алексеева, Фёдора Славянского, Григория Сороки и других. Собранные из разных музеев, они позволят увидеть, с какой классической ясностью и романтической одухотворенностью художники раскрывали душевную красоту и достоинство русского человека из народной среды — от обаятельных портретов детей и юных девушек до реалистических образов стариков и старух, носителей опыта и мудрости поколений.

Важным для Венецианова было знакомство с картиной французского художника Ф. М. Гране, изображающей интерьер капуцинского монастыря в Риме. По техническим причинам не удалось получить на выставку тот вариант полотна, с которым вступил в творческое соперничество русский живописец. Однако экспонируемое более позднее авторское повторение Гране позволяет увидеть «диалог» между картиной, поразившей Венецианова эффектом «натуральности» изображения сцены с монахами в интерьере.

На выставке представлено более 80 произведений живописи и графики, мультимедийная инсталляция. Их предоставили: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Тверская областная картинная галерея, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственный исторический музей и другие российские музеи.

Ирина ШВЕДОВА.

Фото автора.

Главное фото из открытых источников.

третьяковская галлерея
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x