Авиадиспетчер Сергей Кобзев: От нашей работы зависит, насколько грамотно и быстро сработают спасатели

Профессиональный праздник авиадиспетчеров и работников, занятых управлением воздушного движения, отмечается ежегодно 20 октября.

В преддверии Международного дня авиадиспетчера Сергей Кобзев, авиадиспетчер Московского авиационного центра, рассказал об особенностях работы и о том, как стать профессионалом своего дела.

Равнение – на Гагарина и «стариков»

Родом Сергей Кобзев из Пензенской области. В 1984 году закончил Оренбургское высшее военное авиационное Краснознаменное училище лётчиков имени И. С. Полбина. В свое время его закончил первый космонавт мира Юрий Гагарин, а еще до него – легендарные летчики-ассы, ставшие прототипами героев фильма «В бой идут одни старики». Так что равняться было на кого, и планка была поднята очень высоко.

А мечта покорять небо постепенно воплощалась в реальность. Сергей Кобзев после окончания училища был назначен на должность летчика-инструктора в Оренбургской области, затем переведен в Балашовское высшее училище (Саратовская область). В 2007 году его перевели в Кубинку, на должность старшего инспектора, а затем – в военно-транспортную авиацию в Москву. В общей сложности Сергей Кобзев отслужил в армии 33 календарных года или 58 льготных лет. За это время ему присвоено звание мастера спорта по высшему пилотажу. Он освоил семь типов самолетов: настоящий летчик-асс.

После службы в рядах Вооруженных Сил Сергей Кобзев без работы не остался. Профессиональные качества пригодились в Росавиации, где он работал в Управлении инспекции по безопасности полетов. Но, как признается сам Сергей, по душе ему живая, а не чиновничья работа. В 2017 году перешел в Московский авиацентр, где и работает по сей день.

Главное в работе – не допустить халатность

Есть в авиацентре диспетчеры, которые постоянно находятся на вертолетных площадках при четырех городских клинических больницах и обеспечивают взлет и посадку санитарных вертолетов Московского авиационного центра. Они доводят до экипажа всю полетную информацию: сообщают о метеоусловиях на площадке, о ее состоянии, о работе радиосветотехнического оборудования и передают другие необходимые данные.

Диспетчер полетно-информационного обслуживания должен знать авиационные правила, воздушную навигацию, технические данные вертолетов, метеорологию и многое другое. У каждого специалиста есть свои обязанности, он их выполняет и четко понимает, что должен делать в конкретной ситуации.

Так, в случае возникновения чрезвычайной ситуации или крупного пожара, оперативная группа из трех человек вместе с дежурным диспетчером выезжает к месту происшествия.

Когда оперативная группа оказывается на месте, она докладывает о своем прибытии руководителю тушения пожара, осматривает местность, анализирует происходящее,  определяет возможности применения вертолетов и связывается с экипажем: дает ему всю полетную информацию, сообщает что горит, можно тушить или нет. А также оповещает пилотов о возможных местах забора воды.

«Наша главная задача – оценить  обстановку и выдать все условия пилотам», — комментирует Сергей.

— Ваша работа очень схожа с задачами диспетчеров космической отрасли во время посадки спускаемого аппарата. Совсем недавно мы с замиранием сердца наблюдали, как совершал посадку космический киноэкипаж. А сколько же людей трудилось в это время «за кадром»!

— Да, в свое время, после службы в армии, я работал на Севере, и там тоже были очень схожие условия и задачи. Если говорить о событии вами упомянутом, то там диспетчерская группа и сопровождала вертолеты, и наблюдала за движением спускаемого аппарата.

— Вы свою работу любите?

— Это живая работа, и от нас, диспетчеров, находящихся на земле, зависит безопасность экипажа в воздухе.

— А какие качества необходимы, чтобы получить эту специальность и стать диспетчером?

— Ну, помимо высшего летного образования, получения базовой специальности, летного опыта, и опыта работы в управлении полетами авиадиспетчер должен регулярно проходить повышение квалификации, а также подтверждать действующее свидетельство. Необходимы также, на мой взгляд, человеческие качества: неравнодушие, ответственность. Каждый раз мы болеем душой, будь то пожар или спасение человеческой жизни. И от нашей работы зависит, насколько грамотно и быстро сработают спасатели. Поэтому к ней нельзя подходить халатно.

Нина ДОНСКИХ.

По материалам «Мой Дом Москва».